Патологическая жестокость. Косвенные признаки жестокости человека

Как часто еще вчера, человек, чей характер нам казался почти идеальным, проявляет неслыханную и неожиданную жестокость к окружающим. Если проанализировать его поведение до таких ситуаций, можно найти некоторые косвенные признаки жестокости и агрессивного поведения человека (далее субъекта). Давайте рассмотрим, на что стоит обратить внимание при знакомстве с субъектом и тесном общении с ним.

Все идеально.

Вы пришли на первое свидание, понравились друг другу и ведете милые светские беседы. Ваш новый избранник воспитан, сдержан, лишен нервозности и просчитывает каждое свое действие. Стоп! Слишком все идеально. Очень трудно контролировать каждую мелочь своего поведения, особенно при первой встрече с приятным человеком. Значит, человек надел на себя маску и старается показаться лучше, чем на самом деле. Вопрос в том, какова цель такого поведения? Это - большое желание понравиться или нежелание показывать истинную сущность?

Эгоцентризм.

Все должно идти по плану и желанию человека. Он никогда не поступится личным удовольствием, чтобы сделать приятное другому человеку. Если ему нужно будет сопроводить близкого человека на мероприятие, при этом пропустив любимые автогонки, он выберет второе. Можно сказать, что это обычный эгоизм, причем здесь жестокость? А притом, что в любой ситуации, где станет выбор между интересами человека и его партнера, он выберет свои интересы, даже если, при этом, второй пострадает (физически или психологически). Неумение поставить себя на место другого и понять причиненный вред – это тоже жестокость, хоть и не явная.

Настроение.

У субъекта происходит резкая смена настроение, если все идет не так, как он хочет. Его внутреннее состояние полностью зависит от внешних факторов. У него нет самодостаточности, самообладания и независимости, благодаря которым, человек ведет себя спокойно и контролирует ситуацию (а не ситуация контролирует его).

Выражение гнева.

Частые эмоциональные взрывы, проявление гнева, даже в мелочных ситуациях. Спровоцируйте человека на конфликт и посмотрите, как он себя ведет. Он может, из-за мелкой претензии, резко повысить голос, но быстро стать прежним. Либо повысить тон на официанта, принесшего не то блюдо. Или в общественном транспорте грубо отругать человека, наступившего ему на ногу. Самые правдивые эмоции длятся первые пару секунд, а потом человек вновь обретает контроль над собой и становится добродушным и спокойным. Поэтому внимательно следите за первой реакцией спутника на провоцирующие факторы.

Нетерпение к чужому мнению.

Субъект стремится, любой ценой, навязать свою точку зрения. И очень нервничает, если имеет дело с уверенным и осознанным человеком, у которого на все свое мнение. Предоставление советов, наставлений – это стремление контролировать чужую жизнь. А жестокий человек не признает чужой воли и иной точки зрения, кроме своей. Если Ваш знакомый начал нервозно что-то доказывать, при этом, перебивая и не давая вставить слово, это плохой признак. В будущих отношениях он будет контролировать каждый шаг своей половинки, и навязывать абсолютно все - начиная от стиля одежды, круга общения и заканчивая системой ценностей.

Человек - патологический врун. Из-за страха быть непринятым, показать свое истинное лицо, он врет, постоянно ищет оправдания своим выходкам и делает во всем виноватыми окружающих. О своих проступках товарищ не любит говорить, либо находит отговорки. Как в ситуации:
- Дорогой, где ты был вчера?
- Это ложь! Кто тебе сказал?

Необычные ситуации.

Можно узнать о необычных поступках, которые совершал собеседник. Обратить внимание на такие: участие в экстремальных ситуациях, при которых затрагиваются интересы других людей (животных), всевозможные розыгрыши знакомых, которые при этом испытывали страх, обиду, разочарование. Он может сам случайно обмолвиться о таких приключениях.

Принуждение к определенным сексуальным действиям, при этом желания другого партнера не учитываются. И даже наоборот, зная о нежелании человека делать что-то, стремление добиться этого любой ценой. У субъекта не существует внутренней границы, и каждый раз он будет выдумывать все более изощренное сексуальное поведение, пока не случиться непредвиденная ситуация, при которой кто-то пострадает.

Поведение с другими людьми.

Намеренное провоцирование конфликтных ситуаций, вызывающее поведение в обществе. Субъект выбирает жертву слабее него (физически, умственно), а с равными себе старается вести себя сдержанно, контролировать свои действия. Вспомните, не было ли у Вас ситуаций, когда в опасной ситуации (хулиганы в подворотне, агрессия диких собак и т.д.) ваш спутник повел себя подозрительно, показал трусость?

Например, Вы шли, держась за руки, и мимо проходила толпа молодых людей, которые попросили закурить. А у Вашего молодого человека при этом дернулась рука, выдавая испуг, неготовность к защите. Если бы прохожие потребовали деньги , Ваш спутник вполне мог бы оставить Вас и удрать. Самое интересное, что такой человек потом найдет миллион причин для оправдания своего поведения, начиная от спешки на последний трамвай и заканчивая резким предчувствием внезапно включившегося утюга дома.

Поведение в семье.

В отношениях человек стремится занять главенствующее место, при этом унижая достоинство близких людей. Если ему не отвечают отпором, он убеждается в правильности своего поведения и усугубляет жестокое обращение. Непрямым признаком жестокости в семье может послужить необъективное отношение к детям, при котором важно не разобраться в ситуации, а именно найти вину ребенка и повод для последующего наказания.

Сходу выявить скрытую жестокость у собеседника очень сложно. Это можно сделать только при возникновении стрессовой ситуации, в которой человек не может себя контролировать и ведет себя естественно. При большом желании, можно специально создать такую ситуацию, чтобы посмотреть на реакцию нового знакомого. В любом случае, если в поведении человека присутствуют даже несколько пунктов, описанных в данной статье, стоит присмотреться к нему более пристально и объективно. И сделать выводы по дальнейшему общению с ним.



Вас заинтересовала эта статья?

Вы можете оставить комментарий или добавить свою заметку в разделе сайта

Проявления и свойства жестокости

В начале статьи необходимо отметить, что проявление жестокости свойственно только человеку. Да, Вы правильно прочитали. Человек себя считает высшим существом во всей Вселенной, однако вся история человечества пронизана примерами леденящими кровь и потрясающими своей жестокостью.

Проявления человеком Жестокости, характерны практически во все временные промежутки существования человека. Это военное и мирное время, это жирные докризисные времена и очень непростые кризисные годы.

Жестокость – это отрицание жизни и воплощение ненависти ко всему живому.

В обществе добродетелей ее присутствие стало неуместным, хотя время от времени она проведывает и тесно общается с группой достоинств. Словом, характер жесткости зависит от того, чьим проявленным качеством личности она является – у порочного человека она превращается в серьезный личностный недостаток, у порядочного человека – в достоинство.

Бывают в жизни ситуации, когда строгость и суровость не работают, и ничего не остается, как прибегнуть к услугам жесткости.

Когда нужно восстановить порядок и дисциплину, немедленно пресечь непотребные действия, за дело принимается жесткость. Жесткость неуместна, если человеку были неизвестны требования, которые он обязан был выполнять, если не были оговорены возможные последствия или сами требования носят неадекватный, нереальный к выполнению характер.

Жесткость воспринимается людьми как вынужденная необходимость, если они видят, что сам человек живет по тем же правилам и следует тем же принципам, которые неукоснительно требует соблюдать от других.

Жестокость возникла одновременно с появлением человека. В животном мире нет жестокости.
Жестокость с целью удовлетворения своего чувства неполноценности или с целью мести не существует. Волк не будет убивать зайца, чтобы потешить свою важность или посмотреть с садистским оскалом, как он описается от страха. Удав гипнотизирует кролика не ради наслаждения его тяжкими страданиями, а только ради еды. У львиц, охотящихся на антилопу, отсутствует к ней ненависть, а присутствует только голод.
Действительно, многим животным свойственна Агрессивность. Это их способ выживания, но они никогда не убивают ради убийства, ради получения удовольствия от мучений другого живого существа. Поведением животных управляют инстинкты. Жестокость как нравственная категория отношения к животным не имеет.

Шкала ценностей крайние проявления: Строгость> > > > > > > > Снисхождение > > > >

Жестокость – находится на противоположной стороне по шкале ценностей от Жалости на том же расстоянии.
Происхождение Жестокости
Эгоизм и желание определить себя - вот происхождение Жестокости. Ложное Эго отождествляет себя с телом человека и с вещами внешнего мира. Эгоизм нуждается в чувстве обладания, которое всегда остается в виде глубокой неудовлетворенности чем либо или кем либо.

Два ненасытных чувства - нецелостности и недостаточности являются основой Жестокости

Мощный мозг человека и мыслительный процесс, в сочетании с ненасытными чувствами и являются основой происхождения этого страшного проявления - Жестокость. Чувство Превосходства и желание это чувство удовлетворить является началом Жестокости.
Как только человек увидел свое отражение в зеркале, с этого момента начинает свою жизнь Жестокость.

В жесткости осталась лишь верность установленным правилам, чувству долга. Лишившись любви, жестокость сразу приобрела новых порочных «друзей».

При таком раскладе жесткость будут уважать. Право на жесткость должно быть заработано личной ответственностью, безукоризненностью, организованностью, оправданностью и дисциплиной. Жесткость относительно других, начинается с жесткости в отношении самого себя.

Принципы и некоторые формы проявления жесткости: - Никогда не заставляйте ваших подчиненных делать, то в чем вы не разбираетесь или то, что вы не хотите делать. Это говорит о том, что если ты лидер, то показывай, как надо действовать на своем примере. Кто после этого сможет тебя упрекнуть? Мужчина ничто без своего слова. Твое слово должно быть как скала. Всегда выполняй свои обещания, никогда не обещай, я знаю, что твои внутренние клоуны подстегивают тебя дать обещание. Минута неверия в тебя другого человека, это минута удаления его от тебя.

Происхождение Жестокости в детстве

Источником жестокости очень часто становится результат воспитания детей, где в детстве проявляются слабое, сильное или подавляющее Эго по отношению к детям.
Нам только кажется, что мы воспитываем своего ребенка. На самом деле мы, взращиваем его ложное Эго.
Жестокость воспитывается, если к ребенку предъявлялись слишком жесткие, непомерные и невыполнимые требования, а наказания были жестокими и унизительными. Ребенка постоянно обвиняли, он был вечно виноват, не хорош и не любим.
Ребенок становится безжалостным к себе и ко всему живому считая это правильным поведением. Унижения и жестокие наказания детства он переносит во взрослую жизнь, становясь самостоятельным исполнителем Жестокости. Ребенку изуродовали жизнь, превратив его в Жестокое чудовище.
ЛЮБИТЕ СВОИХ ДЕТЕЙ!
Жестокость – это не только внутреннее уродство в воспитании или в семье. Поток насилия, выливаемого на ребенка окружающим миром или ограничением общения, провоцирует равнодушие к чужой боли и вырабатывает привычку агрессивно смотреть на мир.

Что такое Сильное Эго?

Большинство людей обладает слабым и сильным Эго. Возьмем, к примеру, сильное Эго. Когда требования к ребенку в детстве были строгими, но ясными, справедливыми и выполнимыми и когда они не унижали его человеческое достоинство, его Эго станет сильным правильным.
Ребенок вырастает с чувством ответственности за свои поступки. Он способен самостоятельно и преодолевать жизненные трудности.

Жестокость рождает жестокость

Находясь под огромным влиянием ложного Эго, человек пытается доказать свою важность, самоутвердиться всеми возможными способами. Он осваивает новые пространства, ресурсы и места обитания, всеми силами борется за свой социальный статус не считаясь с окружающими его людьми.
Чем более жестко или жестоко воздействуют обстоятельства на Человека, тем более жестоко он реагирует на условия, нетерпимые и угрожающие его бытию.

Жестокость присуща всем людям, у одних она выступает в проявленной форме, а у большинства людей – в скрытой форме.

Жестокость не синоним Беспощадности и Безжалостности

Жестокость - сопровождается потребностью получать удовольствие и удовлетворение чувств от мучений и страданий живых существ. Пытки и Жестокость это синонимы!
Когда Жестокость перерастает из качества характера человека в душевную патологию и получает наименование Садизм. Это действительно серьезные отклонения!

Жалость к жестоким убийцам превращается в предательство и жестокость к их жертвам. Когда петля захлестнулась на шеях Геринга, Геббельса, Розенберга, виновных в гибели десятков миллионов людей, вряд ли кто-то решился обвинить Нюрнбергский трибунал в жестокости.
Демократия и ложное представление о законов демократии, отчасти находя оправдание в том что наша страна Россия правовое Государство - поощряет проявление Жестокости. Проявляется это в отсутствии неуклонного правила истории - Жестокость рождает жестокость.
Когда маньяк, убивший десятки ни в чем не повинных людей, отправляется на пожизненное заключение – это, как раз, и называется предательством, а по отношению к жертвам - это повторная Жестокость.
Почему пожизненное заключение - Жестокость по отношению к жертве?
Маньяк который осужден пожизненно, видит солнце и небо голубое. Он ест, видит сны, может получать удовольствие от мастурбации и от воспоминаний прошлого и жить надеждой на будущее. Он может еще сотни раз переживать сладострастные для него минуты убийств. Сохранять жизнь таким монстрам, значит, проявлять Жестокость. Факт который сложно скрыть, но на сегодняшний день мы живем в очень Жестоком государстве.

Истинная Жестокость проистекает от слабости Личности

Исторические примеры Жестокости. История свидетельствует, что сила и отсутствие понятий иногда бывает беспощадной и безжалостной, жестокой.
Исторических задокументированных примеров достаточно много.

Юлий Цезарь был жестоким по отношению к сопротивляющемуся врагу. После победы ему нашептывали провести массовые репрессии против врагов. Цезарь отказался наотрез - проявляя Милость.
Другое впечатление производят действия Жестоких политиков. Цезарь Август, после взятия Перузии всех, кто пытался молить о пощаде или оправдаться, перебил подобно жертвенному скоту 300 человек. Калигула приказывал бросать на корм диким животным преступников как Жертвоприношение. Жестокость нашего времени - вторая мировая война, всколыхнула жестокость уже современного человека. Чем и как оправдать такое проявление Жестокости?

Жестокость Женщин более изощренная

Жестокость сильно не зависит от пола, однако как в природе самки превосходят по своей ядовитости самцов, так и в жизни некоторые женщины по Жестокости значительно превзойдут любого мужчину. Чем и как объяснить данный факт достаточно трудно, однако у меня есть предположение, что это проявление и .
Жестокость женщин зафиксированных как исторический факт - есть очень много. Это факты, как в России так и в Зарубежье. Жестокость женщин в современном обществе более изощренная. В настоящее время проявляется на бытовом уровне, как правило в качестве травли своих бывших Мужей используя законы и адвокатов. В военное время - таких людей называют Изуверы . Некоторые личности решаются даже на заказные убийства. Все это отсутствие Любви в воспитании ребенка. При определенных обстоятельствах тайная сторона личности может раскрыться во всей ужасающей неприглядности Жестокости.

Жестокость всегда проистекает из Бессердечия, Слабости и Страха
Киселев В.А.

Эгоизм в крайней правой форме, толкает человека на проявление Жестокости. Жестокость в свою очередь состоит из предательства, равнодушия, унижения других, страха, безжалостности, беспощадности, издевательства, беспричинной агрессии, насилия, эгоизма, нетерпимости, отчаяния, .

Для себя жестокость всегда имеет оправдание в виде идеи или присутствовать как одержимость какой-то утопичной идеей, например идеи коммунизма, фашизм, социализм. Жестокость всегда находится за пределами любой этики общества и свидетельствует о переходе всех допустимых нравственных границ.

http://сайт/chto-takoe-sadizm/

http://сайт/chto-takoe-raschelovechivanie/

http://сайт/chto-takoe-miloserdie/

Еще интересные статьи - прочитайте прямо сейчас:

Сортировать Тип публикации

Post Page Категория

Твои Сильные Стороны Чувства Характер и качество Личности Положительные Свойства Характера Положительные Чувства Положительные Эмоции Обязательные знания Источники счастья Самопознание Простые и сложные понятия Что значит Что такое Что значит Смысл жизни Законы и государство Кризис в России Вымирание общества О ничтожестве женщин Мужчинам к обязательному прочтению Биологические механизмы Геноцид мужчин в России Юношам и мужчинам к обязательному прочтению Андроцид в России Основные ценности Отрицательные свойства Характера 7 Смертных Грехов Мыслительный Процесс Физиология Счастья Как Красота Женская красота Цели Эзотерика Чо такое Жестокость Что такое Настоящий мужчина ДВИЖЕНИЕ ЗА ПРАВА МУЖЧИН Убеждения Основные ценности в жизни Основные цели человека Манипулирование шантаж Вымирание людей Добро и Зло Поступки Одиночество Настоящая женщина Животные инстинкты человека Матриархат Опять бабы! Дети и последствия Феминизм Чудовищный обман мужчин Разрушение семьи в России Уничтожение семьи Учебник для мужчин Сортировать Название Похожие

Причин проявления жестокости может быть не мало. Начнем с того, что значит жестокий человек. Это тот человек, который безразличен к эмоциям окружающих и способен не воспринимать их. Часто причиной жестокости могут быть какие-то трагические события.

К человеку обращались так же жестоко, как и он стал жесток в последствии. Но бывает так, что это качество врожденное. Оно возникает само по себе. Не редко бывает так, что сила воли и бессердечие идут рука об руку.

Волевой человек, при развитии в себе бесчувственности может усиливать ее. Он не уступит при споре и гораздо вероятно станет мстить. Но такое проявление возможно в том случае, если у человека развивается бездуховность.

В обществе принято негативно оценивать такое человеческое качество, как жестокость. Это и понятно, по-другому и быть не может. Но было бы лучше относиться к этому с большим понимание, с принятием. Важно понимать механизмы того, как у человека возникает это качество, ведь никто не рождается жестоким. К сожалению, люди такими становятся. Психологами после тщательных исследований выявлено, что жестокими становятся люди, подвергшиеся насилию. Именно подвергшийся насилию человек превращается в жестокого насильника. И не всегда это осознается человеком и его окружением.

Поэтому было бы правильнее говорить о том, что жестокость это не личная заслуга конкретного человека, а плод неправильных взаимоотношений людей внутри различных групп людского сообщества, как семья, рабочий коллектив, страна и т.д.

Жестокость возникает у человека, которому и знакомо понятие доброты, но в силу тех или иных жизненных обстоятельств, человек проявляет себя так, потому что это является его защитной реакцией. Испытав предательство от любимого человека, пережив сильный эмоциональный стресс, человек порой ожесточается, становится непримерим с недостатками других людей, перестает прощать те моменты, на которые раньше не обращал никакого внимания. Бывает так, что человек становится жесток к своим домашним питомцам,так как его душевный настрой меняется, он не контролирует своих действий и эмоций, забывает о том, что животные беззащитные существа, а он в ответе за тех, кого приручил. Такую жестокость оправдать нельзя.

Доброта и жестокость - два противоположных качества.

Под жестокостью мы обычно понимаем черту характера человека, проявляющуюся в грубом, бесчеловечном, оскорбительном, жестком отношении ко всем живым существам, не только людям. Жестокость подразумевает причинение боли другим или даже несет угрозу жизни окружающим людям. Слово жестокость можно заменить синонимами: ожесточенность, озлобленность, бессердечность, бесчеловечность, безжалостность.

Как говорил римский философ, поэт и государственный деятель Луций Анней Сенека:

А французский писатель и философ Мишель Монтень считал, что:

Я думаю, что жестокость может быть врожденной, как говорят, таким уродился.

Слабый и трусливый человек, чтобы самоутвердиться ведет себя жестоко.

Жестокость может быть приобретенной. То есть добрый человек под влиянием жизненных обстоятельств вполне может ожесточиться ко всем или к определенным людям, его обидевшим.

Жизнь часто ломает людей, даже патологически добрые люди могут превратиться в монстров.

А в заключение хочу привести строки из известной детской песенки, она про собаку, но людскую жестокость тоже объясняет:

Жестокость не может быть следствием исполнения чьего либо приказа. Жестокость не рождается по научению или принуждению! Жестокость всегда есть выражение внутреннего душевного состояния того человека который её содеял!

Жестокость - это порождение духовной ущербности или/и безумия именно того индивида, который её чинит. Это клиника души и ума.

И ни каких боле оправданий этому пороку нет, и быть не может!

Причина жестокости в первую очередь исходит из эгоистической натуры человека. Эгоистичному человеку не знакомо сочувствие, доброе отношение к другим. Для примера мы можем привести литературного героя Николая Ивановича Чимша-Гималайского из рассказа «Крыжовник».

Николай Иванович был очень эгоистичный человек. Он мечтал стать барином и разводить крыжовник на своей собственно земле. Он так жаждал исполнить свою мечту, что придумал и осуществил свой план, как добыть деньги для покупки очень дорогой земли.

И план это состоял, в первую очередь, в женитьбе на богатой вдове. Николая Ивановича не волновало, что невеста старая и некрасивая, главное, что у неё были деньги и эти деньги после свадьбы были немедленно переведены на счёт Николая Ивановича. А дальше он продолжал копить не хватающие деньги за счёт ужесточения контроля за расходами на еду. Его жена прожила в таком режиме ровно три года и скончалась. Николай Иванович не чувствовал, что, именно, он виноват в её смерти, у него не было ни раскаяния и ни сожаления по поводу смерти его жены. Зато теперь у него была достаточная сумма и всё остальное было для него неважно. Мы видим, что, именно, эгоизм Николая Ивановича был причиной жестокого отношения к его жене.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Воронежский Государственный Университет

Факультет философии и психологии

Отделение психологии

Кафедра общей и социальной психологии

Психологические корни жестокости

Курсовая работа

Студентки 1 курса д/о

Коровиной О.А.

Научный руководитель

преп. Ермолаев В.В.

Воронеж 2005

Введение 3

1.Жестокость – сугубо человеческое качество 5

2. Психологические корни жестокости 11

3. Становление человеческой агрессии 19

Заключение 25

Список используемой литературы 26

Введение

«Депутат от баскской общины погиб от взрыва бомбы, подложенной в его машину». «Во время ограбления два молодчика убили трех гостей» (Дулликон, Швейцария). «Солдаты Ирландской Республиканской армии подвергли пыткам и казнили мужчину!». Пролистывая газеты или смотря телевизор, мы постоянно сталкиваемся с сообщениями подобного рода. К сожалению, ни одно общество не свободно от таких явлений как убийство, избиение и разрушение. Насилие имеет место в масштабах целых государств. Наряду с этим насилие не чурается проявления в рамках повседневной жизни. Наше непосредственное окружение полно красноречивых свидетельств его присутствия. Насилие пугает, устрашает, повергает в смятение и возмущает. Нам всем хочется жить в мире с другими. Мы надеемся прийти к этой цели, выслушав конфликтующие стороны. На словах все без исключения: политики; мужья, избивающие своих жен; солдаты; жены, убившие своих мужей; разбойники, насильники и даже террористы – искренне против насилия. Все они подчеркивают, что предпочитают решать любой конфликт мирным путем и прибегают к насилию только в крайних случаях, когда у них не остается иного выхода, кроме применения грубой физической силы. Однако дело обстоит в полном соответствии с поговоркой о благих намерениях (которыми устлана дорога в ад) – все наши попытки воплотить эти намерения в жизнь терпят неудачу. Расхождения между нашими словами и делами проявляется со всей остротой. Вот реальность сегодняшнего дня.

Что такое жестокость? Почему же насилие несет в себе черты необъяснимого магнетизма? Что же происходит с нами? Почему от зловещей тени не свободен даже мир детства? Разве дети не должны вести себя более мирно? Подрастающее поколение олицетворяет нашу надежду на лучшее будущее. Откуда же тогда берется жестокость среди детей и подростков? Кто виноват в явных проявлениях агрессии в детской среде: общество, система воспитания или родители? Как можно предотвратить или взять под контроль агрессивное поведение? Целью исследования является попытка ответить на предложенные вопросы.

В данной работе сосредоточено внимание на глубинно–психологических корнях феномена человеческой жестокости. Вместо бессмысленных сетований по поводу несовершенства человеческой натуры попытаемся разобраться в истоках жестокости. Предметом нашего исследования являются жес­токость и ее наиболее опасная форма - особая жесто­кость, вызывающие самое суровое осуждение общества. Объект исследования – человек, как носитель психики. А в качестве гипотезы выступает предположение о наличии психологических корней жестокости. И для того, что бы понять природу, причины и механизмы проявления жестокости невозможно игнорировать сущность, содержание и все основные формы агрессии и агрессивности, и, на­конец, не исследовать эти два сложнейших феномена в их тесном переплетении и взаимовлиянии.

Жестокость – сугубо человеческое качество

Итак, предметом нашего исследования являются жес­токость и ее наиболее опасная форма - особая жесто­кость, вызывающие самое суровое осуждение общества. Чтобы понять и адекватно оценить жестокость, необходимо, прежде всего, выяснить, чем она отличается от агрессии и агрессивности. Это нужно сделать, поскольку названные понятия часто путают, что приводит к ошиб­кам этического, политического и юридического харак­тера. Между ними, однако, очень много общего и в пер­вую очередь то, что жестокость всегда реализуется с по­мощью агрессии, т.е. жестокости без агрессии не быва­ет. Поэтому нужно особо подчеркнуть природу, причины и механизмы проявления жестокости и невозможно игнорировать сущность, содержание и все основные формы агрессии и агрессивности, и, на­конец, не исследовать эти два сложнейших феномена в их тесном переплетении и взаимовлиянии.

Агрессия и жестокость представляют собой проявле­ния насилия, но по сравнению с жестокостью агрессив­ность - более широкое и в значительной мере нравст­венно нейтральное понятие, поскольку далеко не всегда агрессивные действия носят жестокий характер, в то же время любая жестокость агрессивна. Можно сказать, что жестокость - особое качество агрессивности. Если агрессия и агрессивность (как и альтруизм) имеют при­родный характер, то жестокость - явление чисто социального происхождения, присущее лишь человеку, про­дукт именно человеческих противоречий и страстей, обусловленных воспитанием и условиями жизни. Воз­никнув на биологической основе, агрессивность проявляется в качественно иной области - социальной.

Вспомним, что многие животные агрессивны, это их способ существования, но они никогда не жестоки, и во­обще жестокость как нравственная категория к ним не­применима, хотя часто поведение многих животных, на наш взгляд, может выглядеть очень жестоким.

Агрессия является неотъемлемой чертой многих видов деятельности. Агрессивными должны быть, на­пример, люди, занятые в военных действиях, спортсме­ны (футболисты, боксеры и т.д.) и др. Многие агрессив­ные действия, поэтому в нравственном плане нейтральны и не только не наказуемы, но и получают социальное одобрение. Однако агрессивность, переродившаяся в жестокость, в зависимости от конкретного ущерба и иных важных обстоятельств, как правило, наказуема - от морального осуждения и желтой карточки футбольно­го судьи, до смертной казни. В некоторых, сравнительно редких случаях даже особая жестокость поощряется, чаще государством, реже обществом, например при пыт­ках.

В целом нравственная оценка жестокости от этого не меняется. Однако жестокость может быть желанна для человека, который является объектом насилия, при мазохизме, например.

Человечество всегда принимало жестокость, как оно всегда, принимало и страдание, дающее возможность очищения, осмысления себя и жизни, сосредоточения, ухода от повседневных и мелких забот, а многим - на­дежду на спасение. За все это люди давно полюбили страдание, а поэтому, тщательно скрывая это даже от себя, стремятся к нему, делают его важной частью свое­го бытия. Но обычно забывают о том, что источником мучительных переживаний и острой боли очень часто выступает именно жестокость. Если мы можем проник­нуться страданием и «обручиться» с ним, то столь же де­ятельно отвергаем жесткость и стараемся не унизиться перед ней, поскольку она посягает на моральные и психологические основы нашего существования.

Жестокость - это отвращение к жизни и наиболее полное воплощение ненависти, очень часто ненависти безадресной, ненависти вообще, ненависти ко всем, и она тем сильнее, чем больше человек или система от­чуждены от конструктивных ценностей. Поэтому нена­висть выступает способом компенсации и уничтожения того, что демонстрирует ей ее же недостаточность и ущербность. Самое парадоксальное в том, что жесто­кость, вызывающая тяжкие страдания, может быть по­рождением или продолжением любви, буйной, слепой, все сметающей страсти, тоже со своими мучениями и болью.

А что же такое агрессия?

Видный немецкий психолог X. Хекхаузен напоминает, что на обыденном языке слово «агрессия» означает мно­жество разнообразных действий, которые нарушают фи­зическую или психическую целостность другого челове­ка (или группы людей), наносят ему материальный ущерб, препятствуют осуществлению его намерений, противодействуют его интересам или же ведут к его уничтожению. Такого рода антисоциальный оттенок за­ставляет относить к одной и той же категории столь раз­личные явления, как детская ссора и войны, упреки и убийство, наказание и бандитское нападение. Человек, совершая агрессивное действие, как правило, не просто реагирует на какую-либо особенность ситуации, но ока­зывается включенным в сложную предысторию раз­вития событий, что заставляет его оценивать намерения других людей и последствия собственных поступков.

X. Хекхаузен считает агрессией намеренные действия с целью причинения вреда. Возможны и такие случаи агрессии, которые не являются реакцией на фрустра­цию, а возникают «самопроизвольно» из желания вос­препятствовать, навредить кому-либо, обойтись с кем-то несправедливо, кого-нибудь оскорбить. Следует поэтому различать реактивную (как реакцию на ситуацию) и спонтанную агрессию.

Чтобы было ясным дальнейшее изложение, надо отметить, что под агрессивностью будем понимать особенность (черту) личности, а под агрессией- соответствующее поведение.

В самом общем виде агрессия и жестокость могут по­ниматься как демонстрация силы, угроза ее применения либо использование силы в отношении отдельного чело­века или группы лиц. То и другое явления могут носить индивидуальный и коллективный характер и всегда на­правлены на нанесение физического, психологического, нравственного или иного ущерба кому-либо, часто целью насилия выступает уничтожение человека или группы людей. Поэтому можно сказать, что насильственные дей­ствия, жестокие в том числе, всегда имеют внутренний смысл, совершаются ради чего-то, какой-то выгоды, вы­игрыша. Так, с помощью жестокости, причинив страда­ния и мучения другим, человек может обрести особое психологическое состояние, далеко не всегда осознавая свою потребность в нем, а также связь между своим по­ступком и своими переживаниями. Поэтому, проявления жестокости, как и агрессивности, с субъек­тивной, личностной стороны никогда не бывают бес­смысленными.

Жестокое поведение может быть определено как на­меренное и осмысленное причинение другому существу мучений и страданий ради них самих или достижения других целей, либо как угроза такого причинения, а также действия, совершая которые, субъект допускал или должен был предвидеть подобные последствия.

Если агрессивность - это черта личности, а агрессия - про­явление этой черты, то жестокость тоже можно рассмат­ривать в качестве личностной особенности, которая ре­ализуется в жестоких действиях. Жестокость же следует относить к числу личностных черт только в том случае, если она стабильна и фундаментальна для данного человека, внутренне присуща ему.

Жестокость всегда агрессивна, т.е. без агрессии, на­падения, насилия она не может иметь места. В то же время далеко не каждая агрессия жестока и не каждый агрессивный человек жесток. Но каждый жестокий - агрессивен, если иметь в виду и то, что жестокость может быть вербальной, т.е. заключаться лишь в словах, а также носить воображаемый характер.

Поскольку теперь ясно, что агрессия, агрессив­ность и жестокость - понятия разные, хотя их даже в науке часто используют как синонимы, можно поставить следующие вопросы: является ли агрессивность причи­ной жестоких действий? Каждому ли человеку, совер­шившему названные действия, внутренне присущи такие черты, как агрессивность и жестокость?

На первый вопрос следует дать отрицательный ответ, поскольку жестокое поведение порождается другими личностными факторами, и оно имеет место не потому, что в нем реализуются агрессивные тенденции. Такое по­ведение нужно человеку для того, чтобы выразить иные свои склонности, решить такие внутренние проблемы, ко­торые подчас не имеют ничего общего с агрессивностью. Но присущая данному субъекту агрессивность может ак­тивно способствовать проявлениям жестокости, как бы обеспечивать их, устраняя внешние преграды, делая со­ответствующие поступки целенаправленными и напорис­тыми и даже помогая найти им оправдание.

На второй вопрос также нужно ответить отрицатель­но. Аргументы в пользу этого можно найти в результатах эмпирических исследований, свидетельствующих об от­сутствии агрессивности у некоторых лиц, совершивших очень жестокие действия. Чаще всего это характерно для тех, кто просто не думал о том, что по их вине кто-то может испытывать большие физические или иные стра­дания. Неагрессивными как, оказалось, могут быть даже те лица, которые совершают несколько убийств на сек­суальной почве с особой жестокостью. Такие их дейст­вия не имеют ничего общего с необходимостью реали­зации агрессивности, они решают при этом другие очень сложные внутренние проблемы. Иное дело, что их жес­токое поведение агрессивно и принимает форму насилия. Итак, можно констатировать агрессивное поведение неагрессивных личностей.

Здесь мы подошли к очень важному вопросу о необ­ходимости всегда отделять личность от ее поведения. Если этого не делать, будет трудно понять и то, и другое. Поступок - всегда нечто внешнее по отношению к ин­дивиду, и то, что он, казалось бы, исчерпывающе харак­теризует наклонности человека, далеко не всегда верно. Многие люди, которые, защищаясь от насилия, наносят нападающему тяжкие повреждения, не являются агрес­сивными. Уголовный закон наказывает не за то, что дан­ный человек агрессивен или жесток, а за то, что он со­вершил агрессивные или жестокие действия. Присущие преступнику негативные личностные черты (та же жес­токость) ни в коем случае не могут рассматриваться в качестве обстоятельств, отягчающих уголовную ответст­венность, хотя и способны повлиять на характер уголовного наказания.

Объек­том и субъектом насилия могут быть государства, клас­сы, социальные группы, отдельные личности. Насилие проявляется как взаимодействие, воздействие одного субъекта отношения на другого, как применение силы против воли и желания объекта ее приложения. В про­тивном случае насилия нет. Насилие может соответство­вать закону, а может противоречить и ему, и морали. Жестокость же, за исключением того же мазохизма, всегда аморальна, но, как и агрессия, далеко не каждое насилие жестоко. Вообще, агрессия и насилие столь близки друг другу, так часто сливаются, что вполне пра­вомерно использовать их как синонимы.

Насилие извечно и спон­танно присуще человеку и ни в коем случае не может оцениваться только отрицательно. В различных общест­вах, на различных этапах развития общества уровень на­силия будет разным, что зависит от характера существу­ющих в данное время общественных отношений. Поэто­му знание таких отношений является необходимым усло­вием понимания корней насилия и насильственной пре­ступности в том числе.

Причины жестокости

Так для чего нужна человеку агрессия? В чем причины жестоких расправ? Что это – следствие крушения надежд, способ самозащиты? Как можно регулировать свою агрессию? Где проявляется жестокость? Вот о чем пойдет речь в этой главе.

Многие психологические исследования, да и обыден­ные житейские наблюдения, свидетельствуют о том, что без насильственных, агрессивных действий человек не смог бы решить значительную часть своих жизненных задач.

С помощью агрессии человек решает такие свои важ­ные проблемы, как, например, освоение новых прос­транств и мест обитания, новых сфер трудовой деятель­ности и социальной активности. Происходит это потому, что определенная часть людей в результате насилия, угрозы его применения, постоянного давления и посте­пенного вытеснения, снижения социального статуса, унижения личного достоинства и т.д. со стороны госу­дарства, отдельных групп и лиц вынуждена покидать прежнее место проживания и искать себе новое, осваи­вать новые виды труда, определять свое членство в дру­гих социальных группах, даже вообще выходить за рамки нормального человеческого общения.

Можно предположить, что чем более жестко (или жестоко) людей вытесняют, тем активнее они мигриру­ют. Миграция в свою очередь стимулирует экономичес­кую, политическую, нравственную активность, создает новые проблемы, которые разрешаются разными спосо­бами, в том числе опять-таки посредством агрессии. Проявляемая при этом жестокость зависит от того, на­сколько данный человек субъективно, чаще на бессозна­тельном уровне, ощущает сложившиеся вокруг него ус­ловия как нетерпимые и угрожающие его бытию. Его жестокость в этом случае носит характер защиты от агрессии, например, государственных структур.

Среди бродяг, многократно судимых рецидивистов и членов организованных преступных групп можно встре­тить лиц, которые воспитывались во внешне благопри­стойных семьях, получили неплохое образование, иногда даже высшее, но постепенно были вытеснены на самые низкие ступени социальной лестницы. Обычно такое вы­теснение начинается с детства из-за жестокого семейно­го воспитания и агрессивных действий родителей. Неко­торые жертвы такого воспитания быстро распознаются сверстниками как слабые и уже среди них становятся объектами насилия. Другие же, тоже вытолкнутые из семьи, сами начинают проявлять агрессивность в детских и подростковых группах.

Таким образом, мы приходим к выводу, что агрессивность - это не только личност­ная позиция, заключающаяся в наличии разрушительных тенденций в общении с другими людьми и с окружаю­щим миром в целом, в предпочтении использования на­сильственных средств для решения своих больших и малых проблем. Это врожденное качество, а не резуль­тат социализации, хотя в процессе воспитания и фор­мирования личности данное качество может усиливаться либо, наоборот, снижаться, сниматься другими свойства­ми и социальными запретами, аккумулированными в че­ловеке. То, что принято называть гармонически развитой личностью, предполагает наличие в ней определенной доли агрессивности, что и делает ее социально адаптиро­ванной и полезной, например, для преодоления жизнен­ных преград. Если же агрессивность отсутствует, проис­ходит стирание индивидуальности, субъект становится податливым, пассивным, конформным, снижается его со­циальный статус.

Поскольку интенсивность, частота и формы проявле­ния насилия и агрессивности в немалой степени зависят от воспитания, а жестокость есть "чистый" его продукт, понять агрессивность и жестокость можно, только рас­сматривая сквозь призму межличностных отношений и мироощущений, мировоззрения личности. Указанные яв­ления приобретают личностный характер из межчеловеческого взаимодействия, причем названный принцип определяет отно­шение не только к отдельным людям в повседневном об­щении, но и вообще к человечеству, народам, нациям, другим социальным группам. Поэтому корни поражаю­щей нас жестокости, например, в межнациональных конфликтах нужно искать не в прирожденной агрессив­ности отдельных народов и их представителей. Ее исто­ки лежат в тех конкретных условиях, в которых проис­ходит социализация отдельных людей данного народа, в тех этических ценностях и нормах поведения, которые передаются им в процессе воспитания. Не следует за­крывать глаза на то, что указанные ценности и нормы могут носить национальный характер и отражать спосо­бы жизнедеятельности данной нации или народа.

Так жеагрессивность в виде жестоких действий может быть рассмотрена в качестве реакции на фрустрацию, т.е. такое психическое состояние человека, которое порож­дается непреодолимым (или субъективно воспринимае­мым) препятствием на пути к цели. Во фрустрационной ситуации субъект предпринимает действия, чтобы преодолеть, убрать преграду, иногда даже уничтожить ее с помощью насилия. Другая форма реакции на подоб­ную ситуацию заключается в отступлении, сдерживании себя, подавлении своих желаний, т.е. личность в самой себе создает необходимый барьер. Это далеко не всегда просто и не всем под силу, поскольку требует немалого волевого напряжения. Можно предположить, что в неко­торых случаях агрессивность, если она была, не просто исчезает, а меняет направление, обращаясь на саму лич­ность и ее собственные сдерживающие силы. Иногда это проявляется в действиях. Можно, например, наблюдать, как человек, лишенный возможности ударить другого, начинает ругать себя, рвет на себе одежду, бьет себя в грудь и т.д. Создается впечатление, что он хочет нака­зать себя, подавить те внутренние центры, которые пре­пятствуют реализации агрессивности в отношении внеш­них объектов, в первую очередь людей.

Блокирование возможности реализовать агрессивные устремления, особенно если преграда (как правило, со­циальная) постоянна, может усилить фрустрацию, психотравмирующие переживания и обратить агрессию внутрь, на самого себя. В этих случаях она проявляется в актах самоунижения, самообвинения, даже в нанесении себе телесных повреждений и самоубийстве. Многие из таких поступков очень жестоки, хотя это и не всегда осознается человеком, особенно если он психически не­здоров.

Как показывают эмпирические изыскания, самоубий­ства иногда носят символический характер. Например, лица, перенесшие в детстве глубокие унижения, которые "застряли" в их психике в виде аффективных неосозна­ваемых переживаний, в провоцирующих обстоятельст­вах способны актуализировать подобные переживания. Такие лица, как правило, в нетрезвом состоянии, нано­сят тяжкие увечья детям, тем самым, пытаясь уничто­жить психотравмирующие переживания, связанные с аналогичным периодом в их жизни. Преступники обыч­но не в состоянии объяснить свои поступки. В трезвом виде для них существует множество табу, не разреша­ющих проявлять агрессивность.

Если агрессивность и жестокость рассматривать как реакцию на фрустрацию, то неизбежно возникнет во­прос, почему в одних случаях имеет место только агрес­сия, а в других жестокость и даже особая жестокость. Представляется, что это зависит не столько от препятст­вия, вызывающего фрустрационные переживания, сколько от личностных особенностей человека, В связи с этим небезосновательно следующее предположение.

Жестокость иногда начинает проявляться, когда "простая" агрессивность исчерпала себя или когда с по­мощью "только" агрессии невозможно достичь постав­ленной цели. Однако чаще человек прибегает к жесто­кости из-за особенностей своей личности, а не потому, что объективные условия, в рамках которых реализуется его поведение, не позволяют ему иначе решить свои проблемы, т.е. жестокость обычно не диктуется объек­тивной необходимостью. Потребность в ней имеет субъ­ективный характер, и нередко оказывается, что тех же целей можно было достичь и, не прибегая к жестокости.

Можно сказать, что психика человека, его воля и разум должны в первую очередь справиться не с внеш­ними раздражителями, а с внутренними побудителями. Это делает субъективную задачу еще сложнее. Под­тверждение этого положения мы постоянно находим при психологическом анализе конкретного преступного пове­дения. Анализ убеждает, что очень многие насильствен­ные преступники не испытывают никакого давления извне и полностью отдают себе отчет в том, к чему могут привести для них же самих их поступки, но тем не менее оказываются не в состоянии что-либо изменить в своем поведении. Не помогают даже глубокие угрызения совести, очень часто охватывающие тех, кто совершает сексуальные преступления против детей и молодых деву­шек и кто по прошествии некоторого времени вновь и вновь допускает такие поступки. Их, по существу, бес­прекословное подчинение внутренним побудителям де­лает поведение компульсивным, т.е. оно принимает ха­рактер неодолимого влечения.

Можно предположить, что за период, лежащий между актами насилия, в психике вырабатывается и накаплива­ется некая энергия раздражения. Чем ниже уровень раз­дражения, тем спокойнее человек, но когда этот уровень подходит к критической точке, поведение становится не­управляемым, хотя и остается внутренне целесообраз­ным для данного индивида.

Жестокое, как и иное агрессивное, поведение может быть направлено непосредственно против объекта, вы­зывающего фрустрацию, психотравмирующие пережи­вания в связи с ущемлением, унижением личности, сни­жением ее статуса и т.д., а может быть реализовано и в отношении замещающего объекта, который в этом слу­чае выполняет функции "козла отпущения". Примером этого являются нападения на женщин насильников, ис­пытывающих серьезные затруднения в сексуальной сфере, не для удовлетворения половой потребности, а ради мести женщинам вообще. Доказательство: побои и истязания жертв, не вызванные необходимостью преодоления их сопротивления. Подчеркнем, что нередко при таком смешенном нападении жестокость может быть даже большей, чем, если бы человек мстил своему обид­чику.

Для понимания жестоких или агрессивных действий нужно всегда устанавливать место таких действий в общей структуре индивидуального или группового пове­дения, знать, является ли такой акт неадекватной защит­ной реакцией, следствием аффекта или же имеет само­стоятельную цель и смысл. Не менее важно выяснить, имели ли место подобные поступки в прошлом, если да, то, как часто, т.е. представляют ли они собой привычный способ разрешения возникающих ситуаций.

Субъективно обусловленный характер жестокости ка­чественно отличает ее от агрессивности, которая в очень многих случаях объективно является совершенно необ­ходимой для успеха. Например, без применения насилия невозможно победить в войне, защититься от грабите­лей, задержать сопротивляющегося преступника, испол­нить уголовные наказания, например, в виде лишения свободы, выиграть хоккейный матч и т.д., поэтому мы и отмечали выше, что агрессивность является неотъемле­мой чертой многих видов общественно полезной дея­тельности. Она существовала всегда, в том числе в пер­вобытных общинах, и сохранится навсегда как одна из форм человеческого бытия.

Естественно предположить, что жестокие действия, в том числе как реакция на фрустрацию, могут сопровож­даться эмоциями гнева, ненависти, ярости. Но такие эмоции совсем не обязательны для каждого проявления подобного насилия, иногда оно может реализовываться совершенно хладнокровно, без какой-либо страсти, на­пример при совершении террористических актов, когда гибнет много людей, при пытках или оставлении в опас­ности. В подобных ситуациях человек может просто не затруднять себя мыслью о том, что его действия способ­ны причинить кому-то мучения и страдания. Это ему просто не приходит в голову в силу полного равнодушия к тому, кто станет его жертвой, или вообще к жизни как таковой и ее носителям. Например, неизвестный, подбросивший в двадцатиградусный мороз в 1989 году в Московский зоопарк картонную коробку с обезьянкой, вряд ли созна­тельно хотел причинить ей те ужасные страдания, ко­торые она, замерзая, перенесла. Скорее всего, он просто об этом не думал. Это его не оправдывает, но очень красноречиво характеризует.

Жестокость имеет социально-психологическую природу и характеризует широкий класс межличност­ных отношений. Поэтому, казалось бы, для ее понима­ния особенно необходим всесторонний учет объектив­ной стороны. Однако это не совсем так, хотя, безуслов­но, нужно знать конкретные действия участников кон­фликта и в первую очередь тех, кто был жесток. Решаю­щим является изучение психологических особенностей действующих лиц, мотивов (в том числе бессознатель­ных) их жестоких действий, актуальных переживаний и психических состояний, а также отношения к содеянно­му. Неосторожные (в уголовно-правовом понимании тоже) поступки даже с самыми тяжкими последствиями не являются жестокими.

Тем самым природа жестокости определяется побуж­дениями индивида. В одних случаях она выступает сред­ством достижения какой-то цели ("инструментальная" жестокость), в других - сама по себе желанна для него ("целевая" жестокость). Разумеется, нередко жестокость выполняет обе роли одновременно.

Даже в действиях большинства психически больных лиц жестокость чаще всего избирательна и поэтому до­статочно полно отражает их мотивацию. Немало насиль­ственных преступников, которые жестоки только к определенной категории лиц.

Избирательная жестокость достаточно ярко харак­теризует поведение многих молодежных антиобществен­ных групп. Для них существуют как бы стереотипные объекты нападения, в роли которых выступают одинокие прохожие, молодые пары, просто "чужие" в зоне господ­ства группы и все те, которые не смогут оказать серьез­ного сопротивления. Иногда члены подобных сообществ совершают групповые изнасилования.

Жестокость имеет строго определенного адресата в повседневных бытовых отношениях, когда объектами на­падения становятся родные и близкие, в том числе и дети, а также соседи, сослуживцы и т.д. При этом необя­зательно, чтобы жестоким поступкам предшествовали конфликты: такие поступки могут быть внезапны, носить характер вспышки вследствие внутриличностного кон­фликта, не охватываемого сознанием.

Теперь можно выделим основные сферы жизни, в которых чаще всего может иметь место жестокость:

2) межнациональные и социальные конфликты внут­ри страны, пограничные столкновения между народами разных государств;

3) отношения между государством и личностью, включая различные формы жестокого принуждения, смертную казнь, пытки, лишение свободы;

4) отношения между обществом (социальной средой) и личностью, т.е. противоречия между ними, грубое дав­ление на человека, принуждение его к чему-либо, в том числе с помощью клеветы, оскорблений и даже физичес­кого насилия, изгнание с данного места проживания или из круга привычного общения, снижение социального статуса и т.д.;

5) закрытые или полузакрытые сообщества, к ко­торым можно отнести тюремные учреждения, армию, дома инвалидов и престарелых, детские дома, приюты, интернаты, психиатрические больницы. Здесь жестокость может проявляться между отдельными людьми и их группами;

6) межличностные отношения в семье, быту и на ра­боте. На эту область жизни приходится основная масса убийств, телесных повреждений, других видов насилия и более мелких проявлений жестокости, угнетения, подав­ления личности;

7) общение людей на улицах, площадях, в транспорте, в торговых заведениях, местах массовых зрелищ и иных местах проведения досуга, где часто происходят межлич­ностные и межгрупповые конфликты, хулиганские про­явления, даже массовые беспорядки, грабежи и разбои.

Таким образом, жестокость - это оценочное понятие, и оценка конкрет­ного поступка зависит от субъективных моральных пред­ставлений и воззрений оценивающего, его социальной и национальной принадлежности, общественного положе­ния, интеллигентности, уровня культуры, способности к сочувствию и сопереживанию, чуткости и т.д. Немалое влияние на оценки могут оказать обычаи и традиции той среды, в которой воспитывался и живет данный человек. Можно полагать, что отноше­ние к личности, являясь мерилом нравственности, высту­пает показателем уровня жестокости.

Становление человеческой агрессии

В этой главе речь пойдёт об эволюции агрессивного поведения на протяжении жизни, о возникновении и закреплении агрессивных реакций в детском возрасте. Что толкает детей на проявление агрессии? Какие факторы могут предопределить последующую агрессивность человека? Кто виноват в явных проявлениях агрессии в детской среде: общество, система воспитания или родители? Как можно предотвратить или взять под контроль агрессивное поведение?

Как известно дети черпают свои знания о моделях агрессивного поведения из трех основных источников: семья, общение со сверстниками и СМИ. Рассмотрим их теперь более подробно.

Именно в семье ребенок проходит первичную социализацию. На приме­ре взаимоотношений между членами семьи он учится взаимодействовать с други­ми людьми, обучается поведению и формам отношений, которые сохранятся у него в подростковом периоде и в зрелые годы. Реакции родителей на неправиль­ное поведение ребенка, характер отношений между родителями и детьми, уровень семейной гармонии или дисгармонии, характер отношений с родными братьями или сестрами - вот факторы, которые могут предопределять агрессивное поведе­ние ребенка в семье и вне неё, а также влиять на его отношения с окружающими в зрелые годы.

Взаимоотношения родителей и детей – это тяжкое бремя, они требуют массу затрат умственной и психической энергии и сравнимы с неимоверно тяжелой работой. Нам приходится в них иметь дело с нашими эмоциями, аффектами и комплексами. Отношения «отцов и детей» проблематичны и трудны изначально, по определению, в силу своей природы. Противоречия, конфликты, опасения и амбивалентные настроения, возникающие в отношениях родителей и детей, описаны уже в Библии: мы читаем в ней о готовности Авраама принести в жертву Господа своего сына, о том, как Иаков обманул своего слепого отца Исаака, выдав себя за Исава, о мятеже, поднятом третьим сыном Давида Авессаломом против своего отца. У ветхозаветных патриархов были все основания опасаться своих детей, а у детей – своих отцов.

Проблемы, возникающие в отношениях родителей и детей, бывают двоякого рода. Родители и дети образуют некое психологическое и биологически обусловленное единство, дышат одним воздухом. Данное обстоятельство создает чувство близости, доверенности, но одновременно чревато большими осложнениями и психологическими проблемами. Сложность выстраивания отношений родителей и детей обусловлена их психологической зависимостью друг от друга, неразрывность их душевной связи. Семья образует гемайншафт с характерным для него пересечением плоскостей сознательного и бессознательного. В результате этого члены семьи бессознательно взваливают на своих близких собственные проблемы и комплексы, которые они надеются изжить с их помощью.

Психологическая близость – отнюдь не единственная примета современных внутрисемейных отношений. Каждому из супругов свойственно стремление принять личное участие в детской воспитании! Воспитание детей не передоверяется гувернантке, школе или другим внешним инстанциям – ответственность за него несут сами родители. Вот почему в случае неадекватного поведения детей образовательные учреждения в первую очередь думают о родителях: «Отцу надо было…», «Как мать могла допустить…». Так же разрушен внутрисемейный водораздел, пролегавший между миром взрослых и миром детей. Семья перестала быть местом, где каждому был отведен свой изолированный и недоступный другим сектор: кухня – матери, детская – детям, кабинет – отцу – границы территорий перестали соблюдаться. Это проявляется и в сфере препровождения досуга. В этом отношении дети уже не предоставлены целиком и полностью самим себе – наличие свободного времени служит поводом для совместной акции: совместной поездки на велосипедах, посещения бассейна или отдыха в пансионате.

Еще надо упомянуть такую важную характеристику как «полная – неполная» семья. Именно она квалифици­рует те самые составляющие семейной обстановки, которые связываются со становлением агрессивности, - один или оба родителя живут с ребенком под одной крышей и, каков характер отношений между ними.

Несколько исследований продемонстрировали зависимость между негативными взаимоотношениями в паре «родители - ребенок» и агрессивными реакциями со стороны ребенка. Если у детей (независимо от того, к какой возрастной группе они принадлежат) плохие отношения с одним или обоими родителями, если дети чувствуют, что их считают никуда не годными, или не ощущают родительской поддержки, они, возможно, окажутся втянутыми в преступную деятельность, будут ополчаться на других детей, сверстники будут отзываться о них как об агрессивных, будут вести себя агрессивно по отношению к своим родителям.

Аспект семейных взаимоотношений, вызывающий наибольший интерес социоло­гов, - это характер семейного руководства, то есть действия родителей, имеющие своей целью «наставить детей на путь истинный» или изменитьих поведение. Некоторые родители вмешиваются редко: при воспитании они сознательно при­держиваются политики невмешательства - позволяют ребенку вести себя как он хочет или просто не обращают на него внимания, не замечая, приемлемо или неприемлемо его поведение. Другие же родители вмешиваются часто, либо поощ­ряя (за поведение, соответствующее социальным нормам), либо наказывая (за неприемлемое агрессивное поведение). Иногда родители непреднамеренно поощ­ряют за агрессивное поведение или наказывают за принятое в обществе поведе­ние. Намеренное или ненамеренное, но подкрепление существенно предопределя­ет становление агрессивного поведения.

Такова психологическая данность, находящаяся в явном противоречии с образом семьи, представляющимся нам в идеале. Руководствуясь одними идеальными представлениями о семье как о самодостаточном сообществе людей, связанных гармоническими узами взаимопонимания и симпатии, мы подавляем в себе значительную часть спектра эмоций и аффектов, от которых не свободна ни одна семья. Объявление семьи зоной счастья и довольства приводит к тому, что членам семьи трудно в ней находиться. Семья – это сообщество людей, полное противоречий и взаимных обязанностей, создавая которое, мы сознательно идем на риск. Создавая семью, никогда нельзя знать, как в последствии сложатся отношения. Однако мечта о семейной идиллии отравляет существование и мешает смириться с отнюдь не идиллическими подробностями повседневности. Любовная лодка мнимых упований разбивается о кошмарный быт.

Дети усваивают различные модели поведения (как приемлемые, так и неприемле­мые социально) в ходе взаимодействия с другими детьми. И различные формы агрессивного поведения также возникают при общении со сверстниками. Здесь мы рассмотрим то, как ребенок, общаясь с другими детьми, приобретает навыки агрессивного поведения, и то, к каким последствиям приводит агрессивная реакция ребенка на сверстников. Здесь важно показать процесс превращения школы в место возможных контактов детей со своей возрастной группой и другими неформальными объединениями подростков, которых перестала привлекать улица. Были проанализированы архетипические образы или мифы, служащие этим детским или подростковым группам в качестве эталона. Однако объяснение феномена насилия в школах влиянием подобных групп лишь отчасти и не исчерпывает всех случаев. Каждый учитель согласится, что проявление насилия в школах не обязательно вызваны негласными «разборками» противодействующих групп. Зачастую в качестве проводников насилия выступают отдельные одиночки, выделяющиеся своей агрессивностью и буйным нравом. Среди них много детей из неблагополучных семей, страдающих от побоев дома и нуждающихся в абреакции полученной фрустрации, школьников и школьниц, прибегающих к насилию с целью избавления от давящего их кошмара. Проявляемое им насилие на деле является криком о помощи. К другой категории относятся дети, для которых затруднена социальная интеграция. Они чувствуют себя изгоями, жертвами и аутсайдерами. Их повышенная агрессивность – всего лишь отчаянная попытка добиться признания собственной возрастной группы. Характер их поведения объясняется не влиянием группы, а нерешенными личными проблемами. Агрессивных детей сверстники не любят и часто навешивают на них ярлык «са­мых неприятных». Пример: Джованни учится в 5 классе и живет в предместье Берна. Его одноклассники и одноклассницы отказываются с ним контактировать. По их словам, это кара за жестокость его обращения. Он колошматил их по животу, он таскал девочек за волосы, он кусал своих противников, он … Все, что бы Джованни ни говорил и ни делал, воспринимается окружающими в штыки. В ходе расследования выясняется, что Джованни постоянно избивает отец. Его мать смирилась с этим положением, впала в апатию и производит впечатление человека, уставшего бороться. Для сохранения чувства собственного достоинства у Джованни нет иного выхода кроме бегства в призрачный мир фантазий, где он предстает перед собой героем. Его агрессивность нельзя рассматривать в отрыве от его душевной драмы. Такие дети нуждаются в индивидуально – психологическом лечении.

Игра со сверстниками так же дает детям возможность научиться агрессивным реакциям (например, пущенные в ход кулаки или оскорбление). Шумные игры - в кото­рых дети толкаются, догоняют друг друга, дразнятся, пинаются и стараются при­чинить друг другу какой-то вред - фактически могут оказаться сравнительно «безопасным» способом обучения агрессивному поведению. Дети говорят, чтоимнравятсяих партнеры по шумным играм, и они редко получают травмы во время таких игр. Так, в одной школе получила распространение игра под названием «Контейнер». Игра была придумана девочкой пятого класса. Ученика начального класса помещали в контейнер, а затем начинали возить по местности. Запертый внутри ребенок визжал от страха. Для остроты ощущения двое ребят кидали внутрь контейнера горящие газеты…

При рассказах о подобных случаях кровь леденеет в жилах. Как правило, родители, и учителя ничего об этом не знают. Дети предпочитают о них не распространятся. События подобного рода касаются их возрастной группы. Все, имеющее в ней место, не для ушей взрослых. О том, что в ней происходит, взрослым знать не положено. К чему их пугать?

Насилие в средствах массовой информации – это тема постоянных дискуссий. Мы ежедневно можем наблюдать убийства, нападения, драки, разрушения на экране нашего телевизора. Дети сталкиваются с этими воплощениями ужаса уже в самом раннем возрасте. Агрессивные импульсы распространяют и различные компьютерные игры. Вопрос о влиянии средств массовой информации и видеоигр – тема жарких дискуссий. Согласно данным исследований, показ сцен насилия по телевидению приводит к повышению «заряженности» агрессией. Однако, строго говоря, данные исследований говорят всего лишь о повышении возбудимости и склонности к участию в военных играх. В связи с вопросом о влиянии СМИ на психику детей можно сказать, что определяющим в данном случае является характер реакции детей на сцены насилия, оказываемое ими впечатление и возникающие в связи с этим психологические процессы. Изображение сцен насилия в видеофильмах или СМИ оказывают фатальное воздействие только в случае их востребованности сознанием ребенка, ищущем образцы для своего поведения в сфере насилия. Иное действие производит они на трудных, слабовольных и крайне агрессивных детей. Если для детей со здоровой психикой при виде ужасного на экране характерно либо его дистанцирование, либо вытеснение или стремление закрыть глаза на всё страшное, видимое на экране, неуравновешенные дети видят в этом возможность выхода своим агрессивным тенденциям. Не будучи причиной детской агрессивности, насилие в СМИ, тем не менее, является оправданием для некоторой части молодёжи. Фильмы ужасов и сообщения о катастрофах в СМИ являются источником образов и фантазий, в которых главенствующая роль отводится применению насилия, источниками, черпают из которых главным образом отчаявшиеся, социально обездоленные и беспризорные дети. Фильмы ужасов и компьютерные игры предъявляют новые требования к родителям и учителям в плане воспитания детей. Так же, как раньше при обучении детей правилам поведения на улицы, нам нужно научить детей ответственному обращению с этими играми и СМИ. Предание этих игр и фильмов ужасов анафеме грозит потерей контроля над этим миром переживаний и опытом ребёнка.

Заключение

И в заключении хотелось бы отметить, что вся наша повседневная жизнь полна насилия. Оно словно проклятие тяготеет над всем человечеством и отравляет жизнь не только индивида, семьи, этнических и религиозны групп, но и целых народов. Насилие выступает синонимом разрушения, деструктивного поведения и подразумевает совершение действий, идущих вразрез с волей другого человека и животного; совершить насилие – значит убить, уничтожить, отказать другому живому существу в праве на жизнь, на собственные взгляды, желания и интересы. Многие психологи сходятся во мнении, что насилие, хотя и отражает иррациональное состояние души, представляет не только или даже не столько проявление животных инстинктов, сколько специфически человеческий феномен. Человек – это весьма агрессивное существо. Ребенок проявляет первые признаки агрессивности задолго до того, как научится говорить. Агрессивность подчиняется своим законам, весьма своеобразным и порой непредсказуемым. Эти законы влияют не только на поведение каждого человека, включая политиков и военных, но и на поведение общества и государства. Изначально в человеке трудно обнаружить что – либо заведомо дурное или порочное. Каждый человек нуждается в пище, безопасности, заботе, любви, стремится к уважению и ищет самоактуализации и самореализации. Если быть осторожным в оценках, можно сказать, что подобные человеческие устремления скорее нейтральны, нежели плохи. С другой стороны, многое из того, что считается насилием, подчас объясняется болезненным состоянием человека, телесным или душевным. В этом случае нам на помощь могут прийти либо психотерапия, либо образование, а так же улучшающиеся политические, экономические и социальные условия жизни. Но как бы это ни было человеку предоставляется возможность, как существу разумному предотвращать появление насилия в обществе и контролировать её. Надеюсь, что человечество сможет для себя сделать определенные выводы и обратить свою агрессию в конструктивное русло.

Список использованной литературы

1. Антонян, Ю. М. Жестокость в нашей жизни / Ю.М. Антонян. – М., 1995. – 318 с.

2. Берковиц Л. Агрессия. Причины, последствия, контроль / Л. Берковиц. – М., 2001. – 512с.

3. Бэрон Р. Ричардсон Д. Агрессия / Р. Бэрон Д. Ричардсон. – СПб., 1997. – 336с.

4. Гуггенбюль, Аллан.Зловещее очарование насилия: профилактика детской агрессивности и жестокости и борьба с ними / Аллан Гуггенбюль. – Акад. Проект, 2000. – 217 с.

5. Кернберг О.Ф. Агрессия при расстройствах личности / О.Ф. Кернберг – М., 1998. – 368с.

6. Ковалев П. Возрастно-половые особенности отражения в сознании структуры собственной агрессивности и агрессивного поведения / П. Ковалев – СПб., 1996. –358с.

7. Лоренц К. Агрессия (так называемое «зло») / К. Лоренц – М., 1994. –269с

8. Миллер, Алис. Вначале было воспитание / Алис Миллер – М.: Акад. Проект 2003. – 462 с.

9. Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности // Психологический журнал. – 1996. - №5. – С.3-18.

10. Румянцева Т.Г. Агрессия и контроль // Вопросы психологии. – 1992. - №5/6. – С.35-40.

11. Сельченок К.В. Психология человеческой агрессивности / К.В. Сельченок. – М., 1999. – 656с.

12. Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головин. – Минск, 1997. – 798 с.

13. Фурманов И.А. Детская агрессивность / И.А. Фурманов. – М., 1996. – 192с.

Ежедневно в нашу жизнь проникает сплошной негатив самых разных масштабов. СМИ услужливо сообщают, кто кого убил, ограбил, сбил. Постоянно различные источники информации доводят до нашего сведения информацию о новых катаклизмах, политических неурядицах. А позитива, в сравнении с количеством негативных новостей, ничтожно мало. Создается впечатление, что доброго и хорошего в мире совершенно не осталось. К сожалению, этот поток настолько «засорил» головы, что сегодня уже никто даже не задумывается, почему люди такие жестокие? Как это изменить? И действительно ли современное человечество так бездушно?

Основные причины

Почему так много жестоких людей? Ответ на этот вопрос следует искать в причинах возникновения агрессии. Следует заметить, что проявление жестокости достаточно многолико. При этом опознать ее не сложно. Человек, который причиняет другому боль, заставляя страдать, не важно, морально или физически, полностью осознающий это и стремящийся причинить вред - жесток.

Психологи выделяют три причины, почему люди бывают жестокими:

  • Неудовлетворенность жизнью . Особы, недовольные своей судьбой, довольно часто подвергаются стрессам, депрессиям. Эти эмоции настолько сильно переполняют их душу, что в любую минуту готовы вырваться на свободу. Именно поэтому весь негатив часто выплескивается матерями на детей. Некоторые люди под действием злости ломают ветви деревьев, бьют животных. Это душевное состояние довольно опасно, поскольку грозит владельцу возникновением неврозов, психических расстройств. Кроме всего этого, постоянный негатив серьезно укорачивает продолжительность жизни, приводит к развитию болезней сердца или проблемам с кожей.
  • Равнодушие . Очень часто именно оно порождает неоправданную жестокость. Некоторые люди даже не стараются понять, сколько боли могут причинить их поступки, а иногда и слова. Они не задумываются, как сильно могут ранить другого. При этом объектом их жестокости становится слабое существо, которое не может проявить эмоции и пояснить, какую боль ему причинили.
  • Подавляемые эмоции. Иногда агрессию человек проявляет «на стороне». Такое поведение свойственно тем, кто в повседневной жизни вынужден постоянно скрывать и подавлять желания, эмоции, порывы. Чаще всего характерна такая жестокость у выросших детей (особенно мальчиков), которые взрослели в семье авторитарных родителей. Сотрудники, вынужденные беспрекословно выполнять распоряжения начальника, не имея возможности выявить свою волю, в некоторых условиях могут проявить крайне жестокую беспощадность.

Историческая жестокость

Старшее поколение любит удивляться - почему так много жестоких людей появилось? Вот раньше все были добрее. Слушая их сетования, невольно соглашаешься. Стоит лишь открыть газету или посмотреть новости.

Раньше люди Стоит задуматься. А раньше - это когда? Тысячелетия назад, когда процветал каннибализм? Ну этих людей можно по большому счету даже как-то оправдать. Они-то были первобытными. И о гуманном отношении к ближнему вовсе не знали. А может быть, добрее были те, кто проживал в эпоху инквизиции? Или во время правления Сталина? Множество людей сидело по тюрьмам благодаря доносам. Как много этаких «добряков» искренне старались преподнести ближнему «подарок»!

Отчего же появляется ощущение, что сегодня так много жестоких людей? Конечно, свою лепту внесли СМИ. В эпоху демократии они больше внимания уделяют проявлениям жестокости. Следует отметить, что и уровень гуманности у человечества возрос, поэтому агрессия так сильно бросается в глаза.

Отношения с родными

Всем людям свойственно проявлять жестокость. У одних это случается очень редко. Другие довольно часто проявляют агрессию. При этом совершить жестокий поступок может любой, и довольно часто такие вспышки случаются у действительно добрых людей. К сожалению, весь негатив выплескивается на самых родных и близких. На тех, кто в действительности любим и очень дорог. Почему люди такие жестокие? Что заставляет их «срывать» злость на родных, а с окружающими сдерживать порывы гнева? Почему в общении с близкими людьми контролировать свое поведение не удается?

Да потому, что родные Общаясь с чужими людьми, человек сдерживает себя. Причин много: и стремление расположить собеседника к себе, и боязнь потерять интересного друга. В случае с начальником несдержанность может грозить увольнением. Но при попадании в круг родных, особенно в плохом настроении, человека может вывести из себя даже одно слово. Вот тогда и разгорается скандал на совершенно пустом месте. Конечно, такое в корне неправильно, но накопленный негатив требует разрядки. Вот потому-то он и выливается на самых родных и близких. Они, даже если сильно их оскорбить и разругаться с ними, настолько любят, что все равно простят.

Корень зла

Чувство гнева дано от природы. Оно необходимо, чтобы в опасные моменты мобилизовать все силы на борьбу. Но как оно будет использовано человеком, зависит от норм нравственности, привитых еще в детстве. Если родители по отношению к ребенку проявляют агрессию, это обязательно аукнется. Отношения между детьми и отцами, основанные на страхе, скорее всего, будут переняты подростком в общении со сверстниками. Именно в семье следует искать корень зла. Такое воспитание наглядно объясняет, почему люди становятся жестокими.

Хотя в данной ситуации у ребенка может выработаться и другая модель поведения: он решает, что плох и во всем виноват. Такой подросток становится жертвой жестокого обращения сверстников. Зачастую он даже не ищет методов защиты, полагая, что заслужил подобное.

Иногда причиной агрессии может быть совсем не насилие, а гиперопека. Такой метод воспитания вкладывает в подсознание ребенка ощущение вседозволенности. Подросток мнит себя самым главным и требует беспрекословного подчинения. К сожалению, человек, не наученный родителями уважать других, более нигде не почерпнет эту мудрость. Он даже не заметит, как унизит.

Нестабильность в обществе

Косвенной причиной жестокости является нарастающая тревожность. нестабильность порождают чувство дискомфорта. С экранов телевизоров люди видят опять же жестокость. Человек, психика которого сформирована, в состоянии отличить зерно от шелухи, он не примет агрессию как призыв к деятельности. Ребенок же впитает, словно губка, экранные сцены насилия. И может воспринять все это как некую школу жизни. Важно осознать, насколько ранит детскую психику подобное телевидение, и ответ на вопрос: "Почему люди стали жестокими?" мгновенно будет получен.

Чувство непринятия

Особенно оно развито в подростковом возрасте. Однако многие взрослые переносят подобные чувства во взрослую жизнь. Довольно часто можно наблюдать картину, когда малыш громко восклицает на улице и тычет пальцем в особу с другим цветом кожи или имеющую физический недостаток.

Взрослые реагируют совсем иначе. На подсознательном уровне они испытывают чувство опасности. Тут же возникает желание самоустраниться. Но у некоторых оно проявляется в жестокости и насилии. Именно это чувство заставляет порой подростков издеваться над сверстниками, отличающимися от них. Почему люди такие жестокие? Опять же, привитые навыки толерантности и уважения в семье не позволят подростку или взрослому человеку так себя вести.

Как обороняться жертве

Психологи утверждают, что в коллективе достаточно легко определить, какие же люди жестокие, а кто является «ягненком». Поэтому жертву агрессии советуют выявлять по следующим признакам:

  • неуверенность в себе;
  • полное принятие мнения, что неприятности заслужены.

Начинать следует с осознания своего «Я». Любой человек обладает рядом достоинств и недостатков. Он таков, каков есть. И обижать его не имеет права никто. Только полностью приняв эту истину, можно двигаться дальше по пути поднятия самооценки, развития чувства успешности. Ребенку в этом осознании могут помочь родители. Взрослому человеку, поскольку модель поведения укоренилась, лучше воспользоваться помощью профессионала-психолога.

Как правило, неплохо помогает увлечение каким-нибудь новым делом. Можно даже записаться в секцию боевых искусств.

Очень важно продумать реакцию на обидчика. Он воспримет совсем иначе вас, если ответ будет отличным от его ожиданий. В некоторых случаях помогает Старайтесь не поддаться раздражению и направить сложный конфликт в русло шутки. При этом научитесь воспринимать менее остро неприятные ситуации.

Как бороться с собственной агрессией?

Описанные выше причины дают представление о том, почему добрые люди становятся жестокими. Но как бороться с такими проявлениями? Что предпринять, если начинаешь внутренне закипать?

Прекрасно очищают от негатива физические нагрузки. Ведь спорт учит осознанному контролю над своими эмоциями и телом. Психологи часто рекомендуют освоить дыхательную гимнастику. Она позволит управлять и телом, и духом.

Найдите безопасный выход для накопившегося негатива. Выплесните свои эмоции с криком. Только не на родных и не на коллегу. Кричите там, где это нужно. Например, станьте ярым футбольным болельщиком или посещайте рок-концерты.

Кстати, психологи рекомендуют такой прием: встать возле железной дороги вечером. Когда будет проходить поезд, кричите что есть мочи, так громко, как только сможете. Шум колес заглушит любой звук. Вас никто не услышит, а необходимую разрядку организм получит.

Заключение

Помните, что с тем чувством жестокости, которое возникает внутри вас, справиться можете только вы. И это полностью вам по силам. Если вы хотите найти ответ на вопрос "почему люди такие жестокие", начните с себя. Проанализируйте свое поведение. Избавьтесь от отравляющего чувства, ведь рано или поздно оно грозит перерасти в тяжелейшую депрессию.



error: Контент защищен !!