«Крымчаки и Караимы. Крымчаки — факты из истории народа Крымчаки в крыму

Крымчаки: народ, собранный со всего мира

Говорят, что народ крымчаки собран со всего мира, – доказательством этого служат их фамилии. Например, Демарджи, Колпакчи, Бакши, Измерлн, Абаев, Гурджи – из Малой Азии и Кавказа; Анджело, Ломброзо, Пиастре, Манто, Тревгода – из Италии и Испании. Но чаше всего среди крымчаков встречаются фамилии ашкеназского происхождения: Берман, Варшавский, Ашкенази, Вайнберг, Лурье, Зельцер, Фишер, Лехно и еврейского: Хахам, Песах, Пурим, Рабену, Бен-Товим, Шалом, Мизрахи...

«Крымчаки – не евреи и не тюрки, хотя их религия – иудаизм, а язык – тюркский».

«Крымчаками называются первобытные крымские евреи».

«Крымчаки – это отатарившиеся евреи»...

Диспуты о том, кто же такие крымчаки, не утихают и сегодня. Но совершенно точно известно, что этому маленькому народу, многие века заселявшему Крымский полуостров, так же, как и караимам, грозит полное исчезновение.

Малочисленный народ крымчаки сформировался в VI-VIII вв. н.э. из племени хазарского каганата и других тюркских и нетюркских народов, в том числе евреев. Считается, что тогда одно из еврейских племен обосновалось в низовьях Волги, на земле кочевников-хазар, и смогло захватить там власть. Позже Хазарея распалась, а остатки иудейского населения, в том числе и крымчаки, обосновались в Крыму.
В XV в. главным центром крымских евреев-раббанитов являлся город Кафа (Феодосия); однако уже в конце XVIII в. большинство евреев проживало в Карасу-Базаре (ныне – Белогорск), который продолжал оставаться основным центром крымчаков вплоть до середины 1920-х гг., когда большая их часть переселилась в Симферополь.
Лишь в конце XIX в. крымчаки стали пользоваться в качестве самоназвания словом «кирымчах» – от русского «крымчак». Название «крымчаки» («евреи-крымчаки») впервые появляется в официальных русских источниках с 1859 г. По внешности, обычаям, нравам и быту крымчаки были близки к горным татарам, но отличались от них золотисто-рыжим цветом волос. Так же, как и татары, свои дома они строили из крымского камня, окнами во двор, поэтому на улицу выходила сплошная стена. Путешественники XIX века отмечали, что женщины «много белились, румянились, красили ладони желто-красной краской». Говорили крымчаки на джагатайском наречии, в письме прибегали к еврейскому шрифту; занимались в основном ремеслами и садоводством. Крымчаки слыли хорошими семьянинами; отличались честностью, гостеприимством и любовью к домашнему хозяйству. «Крымчаки почти все высокого роста, смуглого цвета, статны и стройны. Во взгляде и осанке их выражается прямота. Они вежливы и ласковы. Образ жизни их до крайности прост и воздержан. Привязанность к семейному очагу у них чрезвычайно сильна. Чистота нравов – везде и повсюду примерная. Семейство крымчакское – это патриархальное семейство, в котором отец, как глава его, пользуется неограниченной властью: жена и дети повинуются ему беспрекословно. Вообще уважение к старшим – свято и непоколебимо», – писал о крымчаках современник.

Дома крымчаков, по свидетельствам авторов прошлого века, строились из бутового камня на глиняном растворе. Стены жилых домов с внешней и внутренней стороны обмазывались глиняным раствором и белились известью. Крыши перекрывались черепицей – татаркой. Убранство комнат отличалось особым уютом: земляные полы устилались особым мягким войлоком «кииз» и ковриками – «килим», вокруг стен стлались тюфяки, кругом приставлялись длинные, покрытые ситцевыми чехлами подушки, сверху устилались вытканными рукой домохозяйки длинными и узкими покрывалами – «янчик».
Посреди комнаты ставился низкий круглый стол – «софра», за которым семья собиралась для трапезы. На ночь комната превращалась в спальню: по всему полу раскладывались матрасы...».

На столе у крымчаков обычно были продукты земледелия и животноводства. Не последнее место отводилось рыбе, в основном черноморской и азовской. Тушеное мясо (кавурма) подавалось с гарниром из жареного или вареного картофеля, отварного риса или домашней лапши. Особую роль в рационе крымчаков играли изделия из слоеного теста: из него пекли кубэтэ - пирог с начинкой из мяса, картофеля, лука, помидоров и зелени.

В почете у караимов всегда были чай и кофе. Среди хмельных напитков предпочтение отдавалось бузе – газированному хмельному напитку из пшена, виноградному вину и виноградной водке.
С середины XIX столетия в моду вошли рукописные сборники «Джонка», распространявшиеся среди крымчакских семей. Они были сшиты из отдельных листов тетради, в них записывались молитвы и песни, библейские тексты, сказки, загадки, заговоры, пословицы и поговорки. «Птица поступает так, как ее научили в гнезде»; «Дочь моя, тебе говорю, а ты, невестка моя, слушай»; «Ты господин, я господин, а кто корову подоит?»...


Рецепт кубэтэ:

Скалкой раскатать слоеное тесто толщиной 0,8 см, положить на дно глубокого противня, смазанного жиром, чтобы края поднимались по стенкам. На тесто выложить начинку: лук, картофель, мясо, сверху украсить зеленью и помидорами. Заготовку для верха раскатать до 0,5 см, в середине сделать отверстие, вокруг которого поднять край теста. Края верха и низа защипать. Через отверстие залить 3 ст. л. воды или бульона, верх смазать яйцом или чайной заваркой, поставить в духовой шкаф. Выпекать около часа, еще раз доливая бульон или воду.
Раньше на стол подавали кубэтэ горячим, не вынимая из противня. Разрезали на столе – это было почетной обязанностью мужчин. Вскрывали верх и разделяли его на порции, раскладывая по тарелкам, затем ложкой подавали начинку. Последним разрезали на порции и подавали хрустящий низ. Верх и низ держали вместо хлеба, начинку ели вилкой.
СПРАВКА. Крымчаки – малочисленная народность, сформировавшаяся на основе древнего населения Крыма, впоследствии принявшего иудейскую религию с наслоением хазарского, еврейского, итальянского, татарского элементов в средневековый период крымской истории. Крымчакский язык входит в одну языковую группу с крымскотатарским языком, крымчаки его называют «чагатай»; в настоящее время этим языком владеют лишь несколько пожилых людей.

До конца XIX в. центр крымчакской жизни был в Карасу-базаре (нынешний Белогорск). Здесь же находилась единая крымчакская община, действовали три молитвенных дома. В них хранилось до 200 священных списков на пергаменте.
В начале XX столетия крымчаки соблюдали обязательные иудейские праздники: Пурим, Песах, Матын Тора, Рош-а-Шана, Сукка, Сымхас Тора, Шабат, Ханука. В связи с тем, что крымчакский народ исповедовал классический талмудический иудаизм, в царской России их подвергали такой же дискриминации, как и евреев.
Крымчакам запрещалось иметь собственность на землю – это определило экономические трудности их дальнейшего развития: они были вынуждены заниматься мелкой торговлей и ремеслом. Николай I ввел двойную рекрутскую повинность для иудеев. Стремясь отлучить крымчаков от иудаизма и навязать им православие, царские чиновники стали забирать на военную службу, длившуюся 25 лет, детей с 12-летнего возраста, заставляя их забывать религию, родной язык да и собственную фамилию.
В 1887 году в Севастополе была открыта небольшая крымчакская синагога – молитвенный дом Крымской еврейской общины. В годы гражданской войны община приобрела в собственность частный дом по улице Азовской вместимостью до 65 человек и переехала в это здание.
Светская община
Крымчакская светская община «джемаат», которой руководили старики из различных социальных слоев, следила за соблюдением прав и обязанностей своих граждан. На различных обязательных праздниках, проводимых состоятельными крымчаками, собирались суммы, которые поступали в общественную кассу. Деньги от этих сборов использовались для строительства доходных домов и предприятий, выдавались в качестве ссуды под проценты соплеменникам, шли на закупку необходимого для поддержания малоимущих, вдов и сирот.
Советом стариков, которым руководили «ребы», решались различные тяжбы между крымчаками, при этом обычное право было на стороне малоимущих.
В конце XIX в. последний известный глава крымчакской общины – раввин Хизкиягу Медини – пытался вернуть народу талмудическую ученость. Живя в Крыму, он в течение 33 лет составлял знаменитую талмудическую энциклопедию «Сдэ Хемед», которую закончил уже на Святой земле, где в начале XX века основал духовное училище в Хевроне.
Активизация общественной и политической жизни крымчаков началась в 1923 – 1924 годах. Стали открываться детские сады, школы, клубы, культурные общества. В Севастополе и Симферополе были детские сады. В начальных классах преподавание велось на крымчакском языке, а в старших – на русском. В 1926 году в Крыму открылись две крымчакские школы.
В 1926 году в Симферополе, Севастополе, Карасу-базаре и Феодосии с целью объединения малограмотных крымчаков стали открываться клубы.
В 1912 г. число крымчаков в России было 6383 человека, из них шесть тысяч насчитывалось в Крыму. Уменьшение численности крымчаков связано с гражданской войной и голодом 1921 – 1922 гг., во время которого погибло около 700 членов общины, а также с эмиграцией в Израиль и Америку.
В 1925 году Симферопольское правление культурно-просветительного общества крымчаков обратилось в Центральное статистическое управление с просьбой при предстоящей переписи классифицировать крымчаков как отдельную этническую группу с родным языком. Впервые крымчаки наравне с другими национальными меньшинствами получили право на высшее образование. Но уже в конце второго десятилетия XX в. почти во всех городах Крыма стали закрывать крымчакские храмы.
В предвоенный период в среде крымчаков появилась и окрепла национальная интеллигенция. Это писатель и поэт И. Сельвинский, поэт и журналист Герой Советского Союза Я. Чапичев, инженеры Ш. Ачкинази и лауреат Государственной премии М. Тревгода...
Во время Великой Отечественной войны Крым был оккупирован германскими войсками в октябре 1941 г. Эвакуироваться удалось лишь незначительной части крымчаков. Не будучи уверенными в принадлежности их к еврейской расе, фашисты отправили запрос в Берлин о том, должны ли крымчаки, как и евреи, быть уничтожены. Из 40 тыс. евреев Крыма, уничтоженных нацистами, около шести тысяч были крымчаками. Согласно отчету эйнзацгруппен Б, за период с 16 ноября по 15 декабря 1941 г. в западном Крыму было уничтожено 2504 крымчака.
В июле 1942 года в Севастополе в числе 4200 жителей города еврейского происхождения были расстреляны и крымчаки. Жертвами Холокоста стали более 6 тысяч караимов – это 80% всех крымчаков на территории бывшего СССР.
Крымчаки сражались в рядах Советской Армии и партизанских отрядах.
Среди крымчаков, погибших в боях, был поэт Я.И. Чапичев, которому посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

После депортации крымских татар из Крыма в 1944 г. крымчаки подверглись различным притеснениям со стороны государства. В паспорте в графе «национальность» запрещалось указывать истинную: евреи, караимы, грузины, татары или цыгане, но только не крымчаки. Им отказывали в открытии своего молитвенного дома, не пропускали публикации на тему о крымчаках...

Наиболее активные представители решили объединиться для сохранения исчезающих устоев общины. В это время начинается культурно-просветительная деятельность Е.И. Пейсаха, начавшего сбор материалов по крымчакской истории и фольклору и объединившего вокруг себя всех желающих заниматься вопросами своего народа.
Многие крымчаки в 1990-е годы репатриировались в Израиль согласно израильскому Закону о возвращении.
В 1989 г. было создано культурно-просветительное общество крымчаков «Кърымчахлар» с целью возрождения национальной культуры этого маленького, исчезающего народа.
Сегодня в Севастополе насчитывается 134 члена крымчакских семей. С 1990 года в нашем городе существует национально-культурное общество «Кърымчахлар», которое сотрудничает с обществом «Крымчахлар» Симферополя.


В память о крымчаках, уничтоженных в годы Второй мировой войны, начиная с 1944 г. ежегодно в декабре обществом крымчаков проводится митинг-реквием «Тъкун» с ритуальным застольем в память о 12 июля 1942 года, когда гитлеровцы уничтожили всех севастопольских евреев и крымчаков.
В Севастополе в 2003 году был открыт памятник «Жертвам Холокоста», установленный благодаря стараниям еврейской общины «Хесед-Шахар» в память о 4200 севастопольцах – евреях и крымчаках, расстрелянных 12 июля 1942 года.

11 декабря считается Днем памяти крымчаков и евреев Крыма – жертв нацизма. В этот день приспускается флаг АРК на территории автономии. На 11-м км Феодосийского шоссе собираются еврейские организации Крыма, представители Верховной Рады АРК, общественных организаций, чтобы почтить память жертв нацизма. Крымчакское население Крыма сегодня составляет чуть более 200 человек. Жизнедеятельностью крымчакской общины полуострова руководит культурно-просветительное общество «Кърымчахлар» во главе с почетным председателем Ю.М. Пуримом, координирующим действия республиканского общества. Большую работу ведет Давид Реби, который опубликовал ряд ценных книг и статей по истории крымчакского народа. Он сейчас занимается переводом и публикацией джонок. Давид Реби является одним из немногих членов общины, до сих пор свободно владеющих разговорным крымчакским этнолектом.


Сегодня Севастопольское отделение общества «Кърымчахлар» работает над созданием фотоальбома «Крымчаки Севастополя – участники восстановления послевоенного города», который будет посвящен 225-летию города. «Цель нашей работы, – говорит председатель Севастопольского крымчакского общества Галина Антоновна Леви, – сохранение и запись всех материалов людей, которые остались в Севастополе. Мы принимаем активное участие во всех праздниках, проводимых АНКОСом».

Крымчаки́ (кърымчахлар, ед. число – кърымчах; самоназвания до 1917 года – еудилер – «иудеи» и срэль балалары – «сыны Израиля») – немногочисленная этническая группа, представители которой традиционно исповедовали ортодоксальный иудаизм, проживали в Крыму и говорили на крымчакском языке, близкородственном крымскотатарскому языку. Широкое распространение имеют два взгляда на крымчаков: некоторые считают их самостоятельным тюркским этносом, некоторые же – этнолингвистической группой евреев. Среди самих крымчаков имеются сторонники обеих точек зрения.

Язык

Крымчакский язык близок крымскотатарскому языку и относится к кыпчакско-половецкой подгруппе тюркских языков. Однако в современной разговорной и особенно в письменной речи много огузских элементов, так что язык крымчаков с полным правом можно считать смешанным кыпчакско-огузским языком. Крымчакский язык сохранил древнейшие архаичные черты, которые, несмотря на заметное влияние османского или огузского языка, разительно сближают его с карачаево-балкарским языком больше даже, чем с караимским.

До конца XIX века крымчаки называли свой язык «чагатай». Структурно крымчакский язык является говором среднего диалекта крымскотатарского языка, отличающегося в основном наличием гебраизмов и некоторыми архаическими особенностями, связанными с замкнутым проживанием крымчаков в отдельной слободе Карасубазара. Сегодня этим языком владеют лишь пожилые люди, а остальные крымчаки считают родным языком русский.


Этническое происхождение

Некоторые крымчаки считают себя этнолингвистической группой евреев и в настоящее время проживают в Израиле, а также в некоторых бывших республиках СССР. В начале 1920-х известный тюрколог А.Н. Самойлович, изучавший лексику крымчаков, полагал, что они принадлежат к хазарской культуре. В. Заболотный проводил исследования крови, надеясь подтвердить предположение о несемитском происхождении крымчаков.

В российских документах до 1917 года они именовались евреями-крымчаками. Анализ крымчакских фамилий наряду с тюркскими обнаруживает ашкеназские исефардские. По одной из версий, после того, как римский император Адриан подавил восстаниеБар-Кохбы, часть евреев, избежавших казни, были изгнаны на Крымский полуостров. Крымчакский просветитель Е.И Пейсах полагал, что крымчаки – потомки прозелитов, принявших еврейскую веру в начале нашей эры от поселившихся в Крыму немногочисленных евреев.

У крымчаков существовало предание, согласно которому крымчаки пришли в Крым в VIII веке из Киева в небольшом числе семейств. Существовал и рукописный молитвенник IX века. Принимая во внимание версию о том, что Киев, возможно, был основан хазарами, которые, будучи тюркского происхождения, исповедовали со второй половины VIII века иудаизм, можно сделать вывод, что это предание может содержать историческое ядро.

Антрополог С. Вайсенберг отмечал: «Происхождение крымчаков теряется во тьме веков. Одно только можно сказать, что тюркской крови в них меньше, чем в караимах, хотя известное родство обеих народностей с хазарами едва ли можно отрицать. Но крымчаки в течение средних веков и нового времени постоянно смешивались со своими европейскими собратьями. За примесь итальяно-еврейской крови со времен генуэзцев говорят фамилии Ломброзо, Пястро и другие. Случаи смешения с русскими евреями в последнее время участились».

К сожалению, отсутствуют обобщающие работы по этнографии крымчаков. Имеющаяся сводка фольклорных материалов далеко не полна. Несколько обширнее данные антропонимики, хотя они отражают ситуацию конца XIX – начала XX века, не затрагивая более ранний период, по которому имеются архивные материалы. Исследование каждой из перечисленных групп источников, сможет пролить свет на этногенез малочисленной этнической общности крымчаков.


История

Предки крымчаков, вероятно, прибыли в Крым в древние времена и селились в греческих колониях. Недавние археологические раскопки обнаружили еврейские надписи в Крыму, датируемые первым веком до н. э.

Предполагается, что в XIII веке иудейская община появилась в Кафе. В 1309 там была построена одна из древнейших на территории бывшего СССР синагога, (уничтоженая в результате немецкой бомбежки во время Великой Отечественной войны). Один из представителей иудейской общины Кафы, торговец Хозя Кокоз, участвовал в 1472-1486 гг. в переговорах между Иваном III и крымским ханом Менгли I Гиреем.

Известно, что часть их переписки велась на древнееврейском языке. Помимо Кафы (Феодосия) и Солхата-Къырыма (Старый Крым) крупнейшим центром тюрков-раввинистов (раббанитов) в Крыму стал город Карасубазар (Белогорск), где в 1516 также была построена синагога. Община крымчаков-раббанитов сущестовала также в Мангупе.

В конце XV века иудейская община Крыма значительно увеличилась за счет евреев-изгнанников из Византии, Испании, Италии, Кавказа и Руси. Вскоре крымчаки начали немного ассимилироваться евреями и все они начали сливаться в единое целое на основе принадлежности к иудаизмуталмудического (то есть не-караимского) образца. Важным фактором в процессе этого объединения стало заимствование разговорного языка, одежды и повседневных обычаев у соседей-татар.

Тем не менее, в начале XVI века раббанитская община Кафы делилась на землячества, хранившие молитвенный ритуал общин, из которых они происходили - ашкеназский, романиотский иливавилонский. Моше а-Голе выработал общий для крымских еврейских общин молитвенник, получивший название «молитвенник ритуала Кафы» (Махзор минхаг Кафа). Но в этот же период главенствующая роль в еврейской общине Крыма переходит от раббанитов к караимам, которые с этого момента начинают занимать ряд ответственных постов в Крымском ханстве.

Раббанитская община остается проживать преимущественно в восточной части Крыма, в Кафе и Карасубазаре. Караимы превышали раббанитов-крымчаков и по численности. По некоторым статистическим оценкам, к концу XVIII векараббаниты составляли лишь 25% от общего числа иудейских подданных Крымского ханства, а караимы – 75%. Взаимоотношения между крымскими раббанитами и караимами, несмотря на религиозные противоречия, были в целом достаточно добрососедскими, и эти общины часто помогали друг другу.

В XVIII веке общину Карасубазара возглавлял Давид бен Элиэзер Лехно (умер в 1735 г.), автор введения к «молитвеннику ритуала Кафы» и сочинения «Мишкан Давид» («Обитель Давида»), посвященного грамматике иврита. Он также является автором монументальной исторической хроники «Девар сефатаим» («Речение уст») на древнееврейском языке, посвященной истории Крымского ханства.

Ко времени присоединения (1783 г.) Крыма к России тюркская раввинистическая крымчакская община Крыма составляла около 800 человек. Приблизительно со второй половины XIX века крымские евреи-раввинисты также начали называть самих себя «крымчаками».

По переписи 1897 г. было зафиксировано 3345 крымчаков. Перед Второй мировой войной в Крыму проживало около 6 тысяч крымчаков. После захвата фашистами Крыма все крымчаки были расстреляны осенью 1941 года вместе с остальными евреями. После войны в живых осталось около 1 тыс. человек – мужчины-фронтовики, и немногочисленные семьи, успевшие эвакуироваться.

Часть уцелевших крымчаков была депортирована советскими властями в Среднюю Азию вместе с крымскими татарами в 1944 г..


Крымчаки сегодня

В течение 1990-х годов несколько десятков семей крымчаков переселилось в Израиль. Крымчаки исповедуют иудаизм и имеют право на репатриацию в Израиль, так как согласно израильскому «Закону о возвращении» являются частью еврейского народа. Последняя крымчакская синагога в Тель-Авиве закрылась в 1981 году.

Общая численность: около 1,5 тыс. человек, включая 600-700 – в Израиле, 294 – в России (в т. ч. 204 – в Крыму), 204 – в Украине, 173 – в Узбекистане.

Крымчаки - небольшая часть крымского населения, сформировавшаяся в немногочисленную народность (этноконфессиональную общность) в средневековый период крымской истории. По последней переписи населения СССР 1989 г. крымчаков насчитывалось 1448 человек, из которых 604 проживали в Крыму.

Верующие крымчаки - иудеи, однако их литургия отличалась и от сефардского, и от ашкеназского ритуалов, так как в начале XVI в. была создана собственно крымская литургия - "Ритуал Кафы", что позволило объединить представителей разноэтничных иудейских общин полуострова, на основе старожильческой тюркоязычной иудейской общины. До начала XX столетия исследователями отмечались культовый синкретизм крымчаков, наличие многочисленных пережиточных элементов тюркских языческих культов, архаизмы лексики тюркского языка. Это может быть объяснено тем, что тюркоязычная старожильческая община до XVI в. имела свою длительную историю. Иудаизм на территории Крымского полуострова уже в самом начале своего появления здесь в I-х вв. н.э. приобрел своеобразную этническую окраску, используя принудительный прозелитизм (переход в иудаизм) в качестве вовлечени я в общину рабов - представителей других этносов. Об этом свидетельствуют манумиссии Боспорского царства - юридические акты об отпуске рабов, при условии перехода их под покровительство иудейской общины. В VIII - X вв. приход тюркоязычных хазар, - государственной и деологией которых стал иудаизм, еще более воздействовал на сознание представителей иудейской этноконфессиональной общности, оживил прежние языческие представления и культы. От периода Хазарского каганата в общине крымчаков Карасубазара сохранялась реликвия "Книга больших и малых пророков" (хранится в фондах СПб части института востоковедения РАН), датированная эпиграфом-припиской - 847 г. Другая приписка этой книги гласит: "Это я Исхак писарь кагана писал". Еще и в XII в. отмечались мессианские волнения (ожидание спасителя - мессии) среди хазарских иудеев Крыма.

Во времена Крымского ханства основные общины крымчаков проживали в Карасубазаре и Кафе (она подчинялась непосредственно Османской империи). Небольшие общинки, устроенные по типу карасубазарской были в других городах Крыма. Крымчаки были в основном ремесленниками - кожевниками, седельщиками, шорниками, сапожниками и др., однако владели навыками садоводства, виноградарства и огородничества.

Приход на территорию Крыма Российской империи изменил путь этнической истории многих народов, проживавших здесь с I тыс. н.э. Для крымчаков, период с 1783 г. по начало XX столетия стал переходной вехой на пути к европейской культуре и образованию, порою жестокой в непонимаемых ими необратимых изменениях, касавшихся их традиционного уклада.

В годы советской власти и произведенных национальных коррекций и нивелировки в области культуры, быта и языка, крымчаки стали подобны представителям других национальных меньшинств. Получив доступ к образованию, участвуя в формировании новой советской культуры из среды крымчаков вышли представители различных профессий, появилась прослойка интеллигенции. Примером тому - поэты Илья Сельвинский и Яков Чапичев.

Германская оккупация Крыма (1941-1944 гг.) нанесла непоправимый удар по крымчакам - до 80% народа было уничтожено фашистским геноцидом. По сути общность была поставлена под угрозу исчезновения.

Несуразность национальной политики в отношении многих малых народов в послевоенный период СССР, отразившаяся и на крымчаках активизировала консолидационные процессы внутри общности, способствовала укреплению самосознания.

В 1989 г. было создано культурно-просветительское общество крымчаков "Кърымчахлар" с целью возрождения национальной культуры этого маленького, исчезающего народа.

Этноним

<Крымчаки> (<кърымчах>) - это самоназвание представителей небольшого по численности народа (по данным переписи 1989 г., на территории бывшего СССР их насчитывалось 1448 человек, из которых 604 проживали в Крыму), который сформировался в средневековый период на территории Крымского полуострова как этноконфессиональная общность из разноэтничных почитателей реформированного иудейского ритуала.

В различных документах по историографии конца XVIII - XIX вв. выделяется в качестве официального названия - <крымские евреи>, а в литературном варианте -<крымчаки>, <евреи-крымчаки>, <константинопольские евреи>, <турецкие евреи>, <татарские евреи>, <крымские раббаниты>, <крымские раввинисты>. В научной литературе со второй половины XIX в. используется этноним <крымчаки>.

Община крымчаков с переходом на новое место проживания - Карасубазар (ныне г. Белогорск) на первом этапе формировалась из общины Солхата (Крыма). Возможно, самоназвание группы - <крымчаки>, дошло до нас от названия прежнего места жительства переселенцев.

Этническая история крымчаков как этноконфессиональной общности насчитывает почти 500 лет.

Крымчаки Карасубазара

Крымчаки - малочисленная народность, сформировавшаяся на территории Крыма много веков назад. История и этнография этого народа еще ждут своих исследователей. Но, к сожалению, количество крымчаков катастрофически уменьшается. По переписи 1989 года на территории СССР их проживало 1148 человек, из них 604 - в Крыму...

Вдоль левого берега реки Кара-су, утопая в зелени плодовых деревьев, протянулись улочки Крымчакской общины - <Кърымчахлар джамаат>. Еще в начале нашего века эта часть Карасубазара (сегодняшнего Белогорска) называлась Крымчакской стороной. В одноэтажных домиках-мазанках жили большие семьи крымчаков, в основном ремесленников-кожевников, шорников, сапожников, кузнецов, жестянщиков, ювелиров, чей труд был столь необходим как жителям Карасубазара и его окрестностей, так и проходящим через город караванам.

Очень давно, когда крымчаки жили под покровительством Хазарского каганата - мощного государства, протянувшегося от Каспийского до Черного моря - вместе с другими народами, населявшими Крым, они приняли древнюю религию - иудаизм. Когда в X веке Хазарская держава погибла, крымчаки остались верны своей религии. Правда, по старинке, они все еще возносили молитвы верховному языческому Богу всех тюркских племен - Тангры.

Для того, чтобы исповедовать свою религию и выжить среди христиан и мусульман, крымчаки объединились в общину родственников. Ею руководили особо мудрые старики. Они следили за тем, чтобы законы и традиции отцов исполнялись, а нищета не касалась крымчакских семей. В дни праздников из рук в руки передавалась небольшая запечатанная коробка с прорезью - <къумбара>, и люди жертвовали деньги на общественные нужды. Из собранных средств выделялись необходимые суммы для поддержки вдов и сирот, бедных семей.

В домах крымчаков находилась большая печь, подобная русской печи - от пола до потолка. Ее внутренняя камера нередко превращалась в баню для одного человека.

В отдельных сундуках хранилась одежда. Мужской костюм состоял из узких штанов, сапог-<мест> из мягкой кожи и длинного кафтана, подпоясанного кушаком - широким ремнем, на котором висел небольшой татарский нож.

Женщины тоже носили кафтаны, а на ногах - туфельки с загнутыми носками - <папучи>. Очень разнообразны были женские украшения: серьги, кольца, перстни, нагрудные ожерелья из золотых и серебряных монет, серебряный или позолоченный пояс. Одежда детей была подобна родительской. Правда, головным убором девочек была феска - цилиндрическая шапочка, расшитая серебряными и золотыми нитями и мелкими монетами. Из-под фаски на плечи спадало множество заплетенных косичек.

Дети крымчаков рано привыкали к труду. Девочки учились домоводству и с ранних лет готовили себе приданое к свадьбе, вышивая узоры на различных вещах. Мальчики несколько лет одолевали устный счет, учили библейские истории и молитвы, обучались ремеслу своих отцов и дедов.

По-разному складывалась жизнь крымчаков в последние пятьсот лет. Были будни, были и праздники, были счастливые времена, но были и полные горя и страданий.

Этническая история крымчаков

Этническая история крымчаков как этноконфессиональной общности насчитывает почти 500 лет. Эта эпоха подразделяется на ряд периодов, связанных с государственностью на территории Крымского полуострова, политикой этих государств в отношении крымчаков, последствия которой сказывались на этнических процессах в истории этого народа.

Формирование этноконфессиональной общности крымчаков связано с появлением еврейской диаспоры на территории полуострова в первые века нашей эры и распространение иудаизма среди других, проживающих в Крыму, этносов.

Основой новой общности, стал примат светской общины <джемаат> над религиозной - <Къаал акодеш>, а закрепление складывающейся новой этничности было усилено с переходом на новое место проживания, где община крымчаков окончательно превратилась в общину замкнутого типа с кровнородственными связями, особым иудейским ритуалом, позволявшим сохранить пережитки языческих верований и традиций, что и превратило эту группу иудаистов в этноконфессиональную общность.

В период Крымского ханства основным местом проживания крымчаков стал город Карасубазар (Белогорск). Крымчаки жили и в Каффе (Феодосия) - по российской ведомости 1783 г. там было <62 крымских еврея>.

К моменту включения Крыма в состав России в Карасубазаре было 93 дома, принадлежащих общине крымчаков численностью до 800 человек Первый удар, разрушающий устои этноконфессиональной общности крымчаков, был нанесен администрацией Российской империи после присоединения Крыма к России в 1783 г., распространившей на крымчаков дискриминационное российское законодательство в отношении евреев.

Приобщение Крыма к российскому рынку, изменение прежних экономических и политических центров на полуострове, приток нового населения - привели к исходу ряда представителей общности из Карасубазара и расселению по Крыму (в XIX в.) и за его пределы (конец XIX - начало XX в.). Численность крымчаков по переписи 1897 г. составила 4,5 тыс. человек. В 1913 г. инициативная группа крымчаков предприняла общинную перепись своего народа. По данным этой переписи насчитывалось 5282 человека, из них мужского пола - 2714, женского - 2568. Учитывая, что в это время в Симферополе проживало до 1,5 тыс. крымчаков, можно оценивать количество общности до 7000 человек. За пределами Крымского полуострова крымчаки проживали в городах Мариуполе, Новороссийске, Геническе, Бердянске, Одессе, Луганске, Сухуми.

Приход в Крым в начале XIX в. большого числа этнических евреев привел к активному вытеснению крымчаков из их древних молитвенных домов, вынуждая их строить новые, что вызывало конфронтацию с евреями и еще более закрепляло собственную этничность в самосознании. В литературных источниках этого времени отмечаются честность, чистота и опрятность в быту, внутриобщинная замкнутость крымчаков.

Установление Советской власти и осуществление новой национальной политики имело для крымчаков необратимые последствия: в качестве подмены института светской общины было сформировано культурно-просветительское общество; религия объявлена частным делом каждого; школа отделена от церкви, а преподавание до середины 30-х гг. велось в младших классах на крымчакском языке, а в старших на русском. В результате этого религиозная образованность была утеряна, родной язык замещался русским.

Перепись 1926 г. отметила 6400 крымчаков. С введением паспортной системы в СССР крымчакам стали вписывать в паспорта <крымчак>, <крымчачка>.

Фашистская Германия, оккупировав Крымский полуостров, осуществила геноцид крымчаков, как приверженных иудаизму. Если до Великой Отечественной войны было около 9000 представителей этой национальности, то перепись 1959 г. отметила около 2000 человек.

После депортации крымских татар из Крыма в 1944 г. крымчаки подверглись различным притеснениям со стороны государства: им перестали вписывать национальность <крымчак> в паспорта, отказали в открытии своего молитвенного дома, предложив исповедовать культ вместе с евреями, цензура не пропускала публикаций на тему о крымчаках. В это же время развертывается культурно-просветительская деятельность Е. И. Пейсаха, начавшего сбор материалов по крымчакской истории и фольклору и объединившего вокруг себя желающих заниматься этими вопросами.

Отношение к общности со стороны государства изменилось в конце 80-х годов. В 1989 г. крымчаки создали национально-культурное общество <Кърымчахлар>, которое поставило своей целью возрождение национальной культуры и уже почти утерянного родного языка.

Несмотря на потерю родного языка, конфессии, ряда культурно-бытовых особенностей, живущие в настоящее время крымчаки сохраняют этническое самосознание, отделяя себя от представителей других народов и этнических групп.

Из публикаций о крымчаках XIX - XX веков

Из публикаций Петра Моисеевича Лякуба о крымчаках 1860-х-1890-х гг.

Вся численность крымчаков простирается до 800 душ мужского пола. Между ними считается до 200 купцов, ведущих довольно обширную торговлю всеми вообще крымскими продуктами. Преимущественно торгуют они кожаными изделиями, как-то: седлами, туфлями, ичигами, сафьянами разных цветов, кожами, кожаными мячиками, вышитыми поясами, подтяжками и проч. Сверх того, хлеб и шерсть входят в большом количестве в число предметов их торговли. Товары свои сбывают они на ярмарках в Харькове, Полтаве, Кременчуге, Елисаветграде и Курске.

Жители этих городов, не бывавшие в Крыму, ничем не отличают крымчаков от татар. Еще более отражается печать татарщины на женах и дочерях крымчаков. Молодые женщины редко показываются на улице, и то не иначе, как покрытые с ног до головы, включительно, белыми покрывалами. Только в мелочных лавочках кое-где увидите старых, производящих продажу во время отсутствия хозяина.

Кроме торговли, крымчаки занимаются еще ремеслами. Между ними можно встретить отличных седельников, шорников, обойщиков и, в особенности, много шапочников. Последних наберется в Карасубазаре до сорока и более.

Умственное образование и развитие крымчаков стоит на самой низкой степени. Все их познания (и то лишь класса зажиточного и торгового) ограничиваются умением читать и писать по-татарски и счетоводством; бедный класс даже и этого не знает. Несмотря на то, что молитвенник их написан на древне-библейском языке, они его решительно не понимают. Татарский язык, можно сказать, у них - национальный; изучением каких-либо других языков они вовсе не занимаются.

Трудно определить то время, когда крымчаки совершенно пробудятся от своей апатии и от своего умственного усыпления... Это незавидное положение их можно объяснить тем, что они, во-первых, по своему наречию, одежде и правам - татарским, так сказать, совершенно слились с татарами и отстранились от сближения со своими более образованными единоверцами; во-вторых, что они всеми силами стараются ускользнуть от бдительного взора нашего правительства, избегая случаев подать какой-либо малейший признак своего существования. Самым очевидным тому доказательством служит, что даже многим жителям Крыма название <крымчак> известно только понаслышке; за пределами же Таврической Губернии, можно сказать положительно, об них не имеют никакого понятия и не подозревают даже их существования. Словом - крымчаки (да простят меня за выражение!) постоянно скрывались под полою татарского кафтана...

Крымчаки почти все высокого роста, смуглого цвета, статны и стройны. Во взгляде и осанке их выражается прямота. Они вежливы и ласковы. Образ жизни их до крайности прост и воздержан. Привязанность к семейному очагу у них чрезвычайно сильна. Чистота нравов - везде и повсюду примерная. Семейство крымчакское - это, в буквальном смысле слова, патриархальное семейство, в котором отец, как глава его, пользуется неограниченною властью: жена и дети повинуются ему беспрекословно. Вообще уважение к старшим - свято и непоколебимо.

Между крымчаками нередко можно встретить довольно привлекательных и даже красивых женщин, но у них нет кокетства, нет желания нравиться. Это от того, что они постоянно живут в тесном кругу своем и весьма редко встречаются с чужими. Кроме своего родного разговорного татарского наречия, они ничего не знают; редкая из них изъясняется по русски и то куда как плохо. В обхождении с посторонними они до крайности застенчивы; даже с близкими знакомыми они неохотно вступают в разговоры, до них не касающиеся. Они считают себя только призванными заведовать домашним хозяйством.

К чести крымчаков надобно сказать, что они вообще очень любят чистоту и опрятность - качества, которыми бедный класс евреев едва ли может похвалиться. У самого бедного крымчака жилище его выбелено изнутри и снаружи; все в этом жилище находится на своем месте, все подметено, вычищено и убрано; пол устлан коврами, а кругом стен диванчики и пр. Во всех почти крымчакских жилищах найдете вы и кой- какую вентиляцию. Оттого крымчаки, в общем, - люди, которые могут похвалиться своим здоровьем: между ними мы не встречали ни чахоточных, ни малокровных, ни нервных, которыми кишмя-кишит современное человечество...

Одна лишь религия связывает крымчаков с евреями. Обряды ее они исполняют строго. Два раза в день, утром и вечером, крымчак посещает свою синагогу и отправляет молитву с чрезвычайным благоговением. И в этом отношении татарское влияние наложило свою печать на крымчаков.

Евреи, как известно, читают свои молитвы большею частью вслух, причем зачастую приходят в какой-то экстаз, в особенности хасиды, делая при этом даже разного рода жестикуляции, производящие не совсем приятное впечатление на посторонних посетителей синагоги; у крымчаков же этого нет: молитвы читают они тихо и спокойно, употребляя при этом напев чисто татарский.

Чувство патриотизма сильно развито у крымчаков. Проникнутые этим чувством, они никогда не уклонялись от разных повинностей, а в том числе и воинской.

Из очерка О.М.Лернера (1901 г.):

<...крымчаки, или так называемые турецкие евреи, занимают совершенно изолированное место и если чем-нибудь выделяются, то только тем, что они с особым упорством отстаивали свою самобытность и поныне ведут замкнутую жизнь, чуждую всем преобразовательным течениям первой половины истекшего века>.

Из ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКОГО СЛОВАРЯ русского библиографического института ГРАНАТ

КРЫМЧАКИ, живущие с древних времен в Крыму (гл. обр. в Карасубазаре и Симферополе) евреи-талмудисты, подобно караимам /см. XXIII, 445/ говорящие на турецко-татарском наречии, близкие к татарам по типу и отчасти по обычаям и строю жизни, но в религиозном отношении вполне примыкающие к евреям и, в противоположность караимам, полностью разделяющие все правовые ограничения, тяготеющие над евреями в России. По переписке 1897 г. насчитывалось 3.466.

Из этнографических заметок С.А. Вайсенберга (1912 г.)

Крымчаков теперь насчитывается около 1500 семейств; по 500 в Симферополе и Карасубазаре, в Феодосии 150, в Керчи 100, в Севастополе 75. Они все очень бедны, занимаются почти исключительно ремеслами, главным образом, сапожным. В последнее время некоторые из них, однако, выдвинулись, как крупные коммерсанты (Керчь, Одесса).

Еврейское образование, с отъездом лет 12 тому назад выдающегося раввина Хизкии Медини, приглашенного ими из Турции и прожившего среди них 33 года, сильно понизилось; к общему же образованию замечается стремление только теперь, когда оно по известным причинам стало недоступным. Следует, однако, отметить, что на музыкальном поприще недавно выдвинулись два брата Пястро, скрипачи. Вообще в последнее время в маленьком мире крымчаков замечается известное стремление к самодеятельности: устраиваются школы, общества пособия бедным и т. п.

Из книги казенного раввина г.Феодосии Г.А.Фарфеля о древней крымчакской синагоге (1912 г.)

По вине польских и русских евреев, не сумевших оценить памятных реликвий этой синагоги, в том месте, где находились камни с вырезанными словами, были возведены подмостки, по которым поднимаются в особо торжественные случаи в женское отделение и, таким образом, исчезла часть надписи. Вообще, появившиеся евреи потрудились много на изменение вида синагоги и на уничтожение всяких ценных вещей. Так, благодаря им была возведена внутри здания галерея для женщин, отчего синагога с внутренней стороны приобрела совершенно чуждый ей характер, напоминая синагоги новейшего типа в других больших русских городах.

Из научной статьи академика А.Н.Самойловича 1924 г.

Наибольшей сложностью отличается язаческо-иудейско- христианско-мусульманская система названий (дней недели А.И.), объединяющая в той или иной степени чувашей, карачайцев, балкаров, караимов, крымчаков, а отчасти также кумыков, башкиров, мещеряков и некоторые финские народы Поволжья. Мы склонны возводить эту систему ко времени Хазарского государства, т.е. к VIII-XI векам нашей эры>.

Жилище

В карасубазарский период истории крымчакская община проживала компактно в восточной части города вдоль левого берега реки Кара-су. Этот район еще в начале XX в. назывался "Крымчакской стороной". Дома крымчаков, по свидетельствам авторов прошлого века, строились из бутового камня на глиняном растворе. Стены жилых домов с внешней и внутренней стороны обмазывались глиняным раствором и белились известью. Крыши перекрывались черепицей "татаркой" (разновидность черепицы формы средневекового калиптера). Окна домов выходили во двор, к улице была обращена сплошная каменная стена и забор, скрывавший от посторонних глаз жизнь домовладения.

Обычное жилище, характерное для средней крымчакской семьи, сохранялось у крымчаков Карасубазара до 40-х гг. XX в. Его описание представлено в неопубликованном этнографическом очерке И. С. Кая: "Дома у крымчаков строились так же, как у татар, преимущественно с окнами во двор. Среднее жилье состояло из кухни (аш-хана), передней (аят) и одной или двух комнат.

Убранство комнат отличались особым уютом: земляные полы устилались особым мягким войлоком - "кииз" - и ковриками - "килим", вокруг стен стлались тюфяки - "миндер", кругом к стенам приставлялись длинные, покрытые ситцевыми чехлами подушки "ян ястыхлар". Все эти подушки покрывались вытканными рукой домохозяйки длинными и узкими покрывалами - "янчик".

Посреди комнаты ставился низкий круглый стол "софра", за которым семья собиралась для трапезы. На ночь комната превращалась в спальню, по всему полу стлались матрасы. Утром все матрасы и одеяла складывались в специально приспособленной для этого нише. Аккуратно покрывались белыми покрывалами "чарчеф", сверху симметрично расставлялись подушки "баш ястыхлар" и сооружался так называемый "июк", сейчас "июк" заменяется кроватями, "софра"- столами, "миндерлик" - стульями, одежда, белье складывается в сундуках, медная посуда расставляется по полкам. Посуды в каждом крымчакском доме всегда достаточно: родители при выходе замуж дочерей снабжают их всей необходимой посудой, в соответствии с разнообразными видами крымчакских кушаний".

Кухня

В основе пищевого рациона крымчаков были продукты земледелия и животноводства. Не последнее место отводилось рыбе, в основном, черноморской и азовской.

Первые блюда - типа супов (шорва) и борщей - приготовлялись как постными, так и на основе мясного бульона с добавлением теста и овощей.

"Бакла-шорвасы" - на основе постного бульона с добавлением рябой фасоли (бакла), жареного лука и домашней лапши. Основой "бакла-шорва" были мясной бульон из говядины или баранины, белая фасоль, лапша и зелень. Борщи приготовлялись на мясном бульоне - (учкундур) из свеклы и капусты; "экшли аш" - из щавеля и шпината. Часто супы заправлялись мясными "ушками", типа мелких пельменей. Летом подавались холодные борщи на основе постного бульона с овощами и зеленью, со сметаной или катыком (йогурт).

Вторые блюда обычно были мясными. Тушеное мясо (кавурма) подавалось с гарниром из жаренного или вареного картофеля, отварного риса или домашней лапши (умеч). Из жирной говядины или баранины приготовляли: "таветэ" - тушеное мясо с рисом, "борана" - мясо, тушенное с капустой, "картоф-аши" - тушеное мясо, проваренное с картофелем и другими овощами и др. Из рубленого мяса делались тефтели -"кафтэ", различные фаршированные овощи - "толма" - голубцы из капусты, "япроах-сармасы" - голубцы из виноградных листьев, "бубер-аши" - фаршированный болгарский перец, "алма-толмасы" - фаршированные яблоки и др.

Особую роль в пищевом рационе крымчаков играли изделия из теста (хамурдан). Из слоеного теста приготовлялся пирог с начинкой из мяса, картофеля, лука, помидоров и зелени - "кубэтэ"; порционный пирог с мясоовощной начинкой -"пастель"; пирожки с разнообразной начинкой - "чоче" и другие, в том числе и сладкие печености. Из пресного теста делали различные вареники: "сузме" - небольшие мясные пельмени, подававшиеся в ореховом соусе; "флядня" - полукруглые вареники с творогом или брынзой; вареники с разнообразной начинкой, ушки, лапша и прочее. Среди жареных изделий из пресного теста наиболее популярными были "чир-чир" -чебуреки полусферической формы с мясной начинкой, "сутулю таблю" - чебуреки круглой формы, лепешки - "катлама", "урчук" - печение - хворост.

Разнообразные сладкие выпечки и сладости дополняли стол в будни, и праздники. Хлебные повседневные лепешки - "птэ" (типа лаваша) выпекались из дрожжевого теста.

Среди напитков, подаваемых к столу, были кофе (кара каве), чай, "арле" - на основе поджаренной муки и меда - имел ритуальный характер. К хмельным напиткам относились - буза, приготовляемая из пшеницы, виноградное вино (шарап), и виноградная водка (ракъы).

Занятия

Элементы традиционно-бытовой культуры крымчаков, характерные для общины периода Крымского ханства, сохранялись еще в середине прошлого века.

В XIX в. основными занятиями крымчаков были ремесла, связанные с кожевенным производством. Среди них отмечают производства кож и сафьянов, различной обуви, седельное и шорное дело, изготовление шапок. Сведения ономастики позволяют говорить о кузнечном и ювелирном производстве. Часто ремесло сосуществовало с мелкой торговлей. Небольшая часть представителей общности XIX в. была достаточно зажиточной и занималась разными торговыми операциями. Источники сообщают об их участии в различных ярмарках, проходивших на юге России в этот период.

В качестве подсобных занятий, сосуществовавших с ремеслом и торговлей, авторами прошлого столетия отмечались садоводство, огородничество и виноградарство. При этом часть крымчаков традиционно производила вина и виноградную водку. В подсобном хозяйстве крымчакской семьи имелся как крупный, так и мелкий домашний скот, содержалась домашняя птица.

Незадолго до начала Крымской войны часть карасубазарских крымчаков получила разрешение переселиться в северо-западный Крым, в район озера Донузлав для занятия земледелием, однако, после окончания военной кампании она была вынуждена, в связи с царским указом, вернуться на прежнее место жительства.

В настоящее время крымчаки работают в разных отраслях и представлены самыми различными профессиями, не отличаясь в этом от представителей других народов бывшего СССР.

Национальный костюм

Мужская одежда крымчаков, по описанию начала текущего столетия, состояла из "синего архалука, стянутого широким поясом с серебряными украшениями, независимо от небольшого кинжала или медной чернильницы со всеми принадлежностями письма". Этот облик мужского костюма существенно дополнен свидетельством И.С. Кая: "Характерная одежда у крымчаков - круглая барашковая шапка, длинный до колен черный не то пиджак, не то пальто, широкие внизу брюки, мягкие сапоги "мест", поверх которых носят "катыр" - тяжелые твердые кожаные галоши".

Одежда крымчачек состояла из нижнего белья - шаровар различных расцветок, нижняя часть которых закреплялась на лодыжках ног подвязками (чарап) в виде лент, украшенных орнаментальным шитьем из золотых и серебряных нитей. Верхней одеждой был длинный до уровня лодыжек кафтан, обычно лиловых тонов, запахивающийся влево, оставлявший широкий вырез на груди (коклюк), который закладывался цветным платком. Борта кафтана и отвороты рукавов украшались узорами золотого и серебряного шитья. Поверх кафтана обычно надевался черный шелковый передник, нередко с кружевами.

Головной убор крымчачек соответствовал возрастной и социальной категории носящей. Девочки и девушки носили фески лиловых тонов, орнаментированные узорами золотых и серебряных нитей, нередко их украшали, пришивая мелкие золотые или серебряные монетки. Молодые замужние женщины были обязаны носить "къыйих" - сложенный наискось большой цветной платок. Старые женщины надевали ложный головной убор "баш багы", состоявший из нескольких отдельных частей. Традиционной обувью крымчачек были мягкие кожаные туфли - "папучи". Молодые крымчачки показывались на улице редко, "и то не иначе, как покрытые с ног до головы включительно белыми покрывалами". Одежда крымчачек дополнялась украшениями, среди которых обязательным было шейное, типа монист, состоявшее из подвешенных на шнурке серебряных и золотых монет. Среди других украшений отмечались кольца, серьги и браслеты. Пояса, обычно наборные (филигранные для прошлого - начала нашего столетия), - обязательный подарок родителей дочери-невесте в день ее свадьбы - повседневно не носились.

Традиционные обряды и обычаи: Свадебный обряд

Возраст вступления в брак в середине XIX - начале XX столетия для девушек-крымчачек был обычно 13-16 лет, для юношей 16-18 лет. Еще до начала XX в. сохранялся обычай сговора родителей о браке детей, нередко, когда те были в младенческом возрасте.

Будущие муж и жена могли познакомиться на каком-нибудь празднике или семейном торжестве. Символом сватовства было принятие девушкой дорогого подарка ("Бэ"), обычно, золотого украшения, который вручался свахой ("эльчи") от имени жениха. Вслед за этим следовало заручение - ("нышан") - встреча родителей жениха ("куюв") и невесты ("келин") для определения размера приданого. Обычно свадьбы назначались на осень, реже игрались весной.

Свадьба начиналась в ночь на воскресенье ("йух кун"). Приданое невесты расставлялось и развешивалось в одной из комнат дома ее родителей ("джеиз асмах") на показ желающим осмотреть его ("джеиз кормек"). Во вторник ("ортакун") устраивался девичник ("къыз кечесы"), в среду ("къан кун") - мальчишник ("яшлар кечесы"). В эти вечера родственницы жениха и невесты обмениваются платками - ("марама сэрмэк"), а жених и невеста вручают обязательный по обычаю подарок своим "молочным матерям" ("эмчек ана"). Распорядителем на свадьбе ("игитлер агасы") был кто-то из родственников или знакомых жениха. В среду вечером в дом невесты приходили приглашенные гости, священнослужитель ("ребы") и производили опись приданого. В тот же вечер приданое перевозилось в дом свекрови, где женщины семьи жениха раскладывали вещи по сундукам, оставляя лишь то, что необходимо к свадьбе - свадебный наряд, постельное белье, подушки. Готовили брачное ложе для молодых.

День венчания - четверг ("кичкене кун") начинался ритуальным купанием жениха ("куюв амамы") и невесты ("келин амамы") в бане. А в предбаннике играл оркестр, обряд купания и расчесывания волос невесты, купания и стрижки жениха, посаженных в женском и мужском отделениях бани на центральные места - "Орта таш", сопровождался танцами, песнями, трапезой с молодым вином. Затем невесту отвозили домой, где ее одевали к венчанию. Одежда невесты была белого цвета, обязательным для венчания был головной убор "пыл бурунчих" - прикрывавший лицо трубочками стекляруса. Мать невесты надевала на нее три золотых мониста - "юзлик алтын", "алтын", "мамадьялар". Отец опоясывал невесту. После этого мать над головой дочери разламывала на куски хлебную лепешку "птэ", политую смесью меда и масла, и раздавала их присутствующим. Все эти действия сопровождались обрядовыми песнями.

Когда за невестой приезжали жених и его родственники, "пыл бурунчих" временно снимался, а голову невесты покрывали специальным шелковым платком, так что она ничего не видела. Молодую выводили из дома назначенные для этого молодые замужние женщины ("сагдыч") в окружении детей, держащих в руках зажженные свечи. Сторона невесты одаривала присутствующих и перекрывших дорогу невесте - платками, платочками, накидками, раздавала вино и водку, после чего дорога открывалась, и молодые в окружении детей со свечами и родственников отправлялись в молитвенный дом крымчаков "къаал".

По дороге брат невесты обращался к ней с ритуальной песней, припев которой "до, до, до:" подхватывали дети. Во дворе "къаал" по иудейскому религиозному ритуалу устанавливался балдахин на четырех столбах. На невесту вновь надевался "пул бурунчих", и она отправлялась с женихом под балдахин, где их венчал крымчакский священнослужитель - "ребы". Кроме обычных молитв и благословений иудейского ритуала, он брал в руки петуха и трижды кружил им над головами новобрачных. После окончания церемонии жених и невеста под песни и танцы гостей отправлялись в дом жениха. В доме жениха свадебное гуляние происходило отдельно на мужской и женской половинах, где были накрыты столы. Трапеза прерывалась песнями и танцами. В женской половине невесту усаживали в нише для постелей за деревянной аркой "кревет" - она должна была поститься. Гости расходились в начале пятничной ночи.

В пятницу ("айне кун") утром, после брачной ночи, невесту и жениха будили женщины "хевра" и забирали белье невесты ("корымны"). С этого момента в течение недели новобрачным запрещалась близость, при этом молодая не должна была отлучаться из дома. В субботу ("шаббат кун") свадьба продолжалась. Жених с утра отправлялся в "къаал", где ему поручалось читать Тору - священное писание. Невеста принимала гостей - женщин, приносящих подарки - "келин кермек". Для этого ее одевали во все подвенечное, свекровь повязывала ей на голову платок, обязательный для ношения замужней женщиной - "кыих", лицо укрывалось за "пул бурунчих". До вечера за накрытыми столами продолжалось гуляние. Вечером молодежь расходилась и приходили пожилые люди, для которых подавалась субботняя еда и сладости.

В воскресенье в отдельной квартире собирались члены погребального братства "Хевра Акодеш" для осмотрв "корымны" невесты. Для них родственники невесты накрывали столы с едой, молодым вином и водкой, они же одаривали "хевра" подарками. В течение сорока дней после свадьбы невеста не должна была выходить из дома и показываться посторонним, соблюдая обряд скромности. В первый понедельник после свадьбы молодые покупали себе место на кладбище.

Рождение ребенка

Еще в начале XX столетия крымчачки рожали детей дома. Роды принимала повитуха "эбанай". Обязательно приглашалась молодая кормящая мать - одна из родственниц или подруг роженицы. Она должна была первой дать свою грудь новорожденному и стать его молочной матерью - "эмчек ана". На восьмой день новорожденным мальчикам делалось обрезание ("сунэт"), а для девочек устраивался праздник наречения имени - "ат кошмах". В этот день приходили гости с подарками, "эмчек ана" приносила напиток "арле" и угощала присутствующих. Этот обычай назывался "къаве ичмек".

Погребальный обряд

В погребальном обряде крымчаков сохранялись пережитки прежних языческих представлений примиренных с иудаизмом. Проведением этого обряда занималось похоронное общество "Хевра Акодеш" - пожилые мужчины и женщины, добровольно возложившие на себя эти обязанности. В Карасубазаре до начала 1940-х гг. умерших хоронили, ориентируя головой на север-северо-запад в прямоугольной могиле с заплечиками. По уровню заплечиков яма перекрывалась деревянными дощечками или настилом и засыпалась землей. Кладбище располагалось на противоположном берегу реки Кара-су и женщинам, участвовавшим в похоронной процессии, разрешалось дойти до моста. По дороге к кладбищу мужчинами исполнялся особый гимн, обращенный к богу Тенгри. На кладбище в специальной часовне, расположенной у входа, умершего поминали водкой, пирожками "чоче" и круто запеченными яйцами - "амин ямырта". После возвращения с кладбища в доме умершего - раздельно для мужчин и женщин устраивали поминки ("авель аши"), при этом еда и спиртные напитки приносились родственниками семьи покойного. На седьмой и тридцатый дни, а также через одиннадцать месяцев со дня смерти проводились "тъкун" - поминки со спиртными напитками и трапезой в доме покойного. Среди обязательных ритуальных кушаний на поминках были круто запеченные яйца, которые посыпались смесью соли и перца, пирожки с мясом - "чоче", "кара алва" (черная халва) и "арле". Траур семьи покойного продолжался 40 дней. Через 11 месяцев в изголовье могилы устанавливался памятник.

Обычай символического отпевания

С погребальной обрядностью был связан обычай кройки погребальных одежд и символического отпевания стариков, достигших шестидесятилетия - "кефенлик бечмек". Члены погребального братства, приглашенные для проведения обряда, кроили из белой материи штаны, рубаху и колпак, а также наволочку, но не сшивали их. Их работа сопровождалась пением ритуальных песен, погребальными иудейскими молитвами, пением светских песен, звучавших и по заказу "отпеваемого", рассказами о различных примечательных случаях и событиях его жизни. При этом "азекен" - так теперь называли того, над кем совершался обряд, лежа на войлочном ковре посреди комнаты, принимал активное участие в процедуре своего "отпевания". После окончания кройки погребальных одежд и наделения подарками представителей "Хевра Акодеш" приступали к праздничной трапезе со спиртными напитками.

Половозрастные группы

Внутри крымчакской общности выделялись различные половозрастные группы, которым отводилась определенная роль в общественной, религиозной и внутрисемейной жизни. Для мужчин и женщин во время праздников накрывались столы в разных помещениях, женщины не могли выйти из дома, не прикрывши лиц. Существовало разделение мужчин на четыре категории: мальчики - до 13 лет; неженатые мужчины - от 13 лет и до женитьбы; женатые мужчины; наиболее почетной была группа стариков "азекен", прошедших обряд кройки савана. Главой семьи был отец, а в его отсутствие - старший сын. Женская половина семьи подчинялась жене главы семьи. Невестки до рождения детей нередко терпели унижения в семье, выполняя самую тяжелую работу по хозяйству. Им запрещалось самостоятельно по своему желанию приходить в дом матери.

Светская община

Крымчакская светская община "джемаат", которой руководили старики из различных социальных слоев, следила за соблюдением прав и обязанностей своих соплеменников. Для решения ряда вопросов привлекался руководитель религиозного братства "Къаал Акодеш" -"Ребы", а также другие представители культа.

По сведениям прошлого века, община следила за имущественным состоянием своих членов. На различных обязательных праздниках, проводимых наиболее состоятельными крымчаками, собрались суммы, которые поступали в общественную кассу. Деньги от этих сборов могли использоваться для строительства различных доходных домов и предприятий, давались в качестве ссуды под проценты соплеменникам, решившим начать какое-то выгодное дело, шли на закупку необходимого для поддержания малоимущих, вдов и сирот.

Советом стариков, которым руководил "Ребы", решались различные тяжбы между соплеменниками, при этом обычное право было на стороне малоимущих.

Фольклор

Первые записи устного народного творчества крымчаков были сделаны самими крымчаками. С середины XIX столетия в моду вошли рукописные сборники "Джонка", форма которых распространялась среди крымчакских семей. Это были сшитые из отдельных листов тетради, в которые записывались молитвы и песни на языке крымчаков, отдельные библейские тексты, как на крымчакском, так и на древнееврейском языках, пословицы и поговорки, песни, сказки, загадки, заговоры.

Праздники

Еще в начале XX столетия все крымчаки соблюдали обязательные иудейские праздники: Прым, Песах, Матын Тора, Нам кун, Решошона, Кыпыр куны, Сука, Сымхас Тора, Тым шаббат, Ханнука. Традиционные обряды и пища, приготовлявшаяся в дни праздников крымчаками, имели свои особенности.

В память о крымчаках, уничтоженных в годы второй Мировой войны, ежегодно, начиная с 1944 г., в начале второй декады декабря проводятся общие поминки - "Тъкун" с ритуальным застольем, собирающие в Крыму большинство представителей общности.

Ачкинази Игорь Вениаминович, научный сотрудник Крымского отделения института востоковедения НАН Украины.

- Январь, 6th 2006

Крымчаки («кърымчаки») – это малочисленная народность Крыма. Приблизительное время их появления – VII-IX вв. Они остались в Крыму и Тамани как осколок разгромленного Хазарского каганата (хазары когда-то от язычества обратились кто в христиан, кто в мусульман, а кто и в иудеев).

Позже к ним присоединились евреи, гонимые из Византии, а также турецкие и итальянские евреи. Религия крымчаков - ортодоксальный иудаизм. Разговорный язык близок к караимскому и крымско-татарскому, турецкому. Национальная одежда также очень похожа на татарскую, и это не удивительно: на протяжении столетий в результате проникновения на территорию Крыма печенегов, половцев, тюркские языки, их культура, обряды воздействовали на сознание местных народов.

До XVI в. крымчаки жили в основном в городах Восточного Крыма, а позднее – на , Чуфут-Кале, в Карасубазаре (Белогорске). Жили обычно компактно, общинно, в одноэтажных каменных домах, состоящих из нескольких комнат. Окна выходили только во двор. Земляные полы застилали войлоком и ковриками. Обедали, сидя на специальных подушках, вокруг низкого круглого стола. Занимались ремеслами (в основном кожевенными), садоводством, земледелием, мелкой торговлей.

Вот как описывал крымчаков один из первых исследователей Пьер Лякуб в 1866 году: «…почти все высокого роста, смуглые, статные и стройные. Во взгляде и осанке – прямота. Вежливы и ласковы. Образ жизни их до крайности прост и воздержан. Крымчаки отличаются большим трудолюбием и даже обеспеченные не имеют при себе прислуги, находя это лишним» .

С другими народами всегда жили очень дружно и пользовались большим уважением за свою доверчивость, честность и дружелюбие. Слово, данное однажды, держали, даже если приходилось отказать себе даже в самом необходимом. «О ростовщичестве они не имеют никакого понятия». «Пьяница меж ними – большая редкость. Этот человек считался никуда не годным и терял право на поддержку из общественного фонда. Нищих и попрошаек в их среде нет. Считается, что поддерживать своих соплеменников – их долг». Уважение к старшим было свято. В семье – строгий патриархат (жена и дети повинуются мужу и отцу беспрекословно). Браки заключались в основном в кругу соплеменников, причем от невесты приданого не требовалось, даже говорить об этом при сватовстве было не принято. Только после помолвки делались друг другу подарки «по состоянию».

На все стороны жизни крымчаков огромное влияние оказывала их религия – иудаизм (жили строго по предписаниям Ветхого Завета). Религиозные обряды выполнялись достаточно строго, с благоговением (молитвы, в отличие от евреев, крымчаки читали очень тихо и спокойно, без надрыва). В синагогах крымчаков было много всевозможного убранства и религиозных предметов. Большим авторитетом пользовался раввин (рабби), являясь и духовным пастырем, и наставником, и даже врачом. Этот маленький трудолюбивый народ всегда жил очень тихо и скромно, никому не досаждая и находя со всеми общий язык. Тот же П. Лякуб писал: «Трудно определить, отчего они всеми силами стараются ускользнуть от бдительного взора нашего правительства, ничего не прося и избегая случая подать кокой-либо малейший признак своего существования. Занимают совершенно изолированное место и если чем-либо выделяются, так только тем, что с особым упорством отстаивают свою самобытность».

Впервые термин «крымчак» появился в официальных документах России в 1859 году (3466 чел.), а перепись 1913 года зафиксировала уже почти 8 тыс.человек. С 1926 года даже в паспортах писали в графе «национальность» - «крымчак» (или «крымчачка»). После окончания Великой Отечественной (за годы окупации немцы истребили большую часть этого народа) их вообще перестали считать за народ. И даже оставшиеся 2 тысячи человек лишили их веры – закрыли их молельные дома и школы, а в паспорте стали указывать: «еврей». В настоящее время численность крымчаков колеблется от 2,5 до 3,5 тыс. человек (в самом Крыму – около 600). В 1989 году крымчаки создали национально-культурное общество «Кърым-чахлар», посредством которого стараются возродить свою национальную культуру и почти утерянный родной язык. Наиболее распространенные крымчакские фамилии: Ашкинази («ашкенази» обозначает «еврей»), Пурим, Пейсах, Кокос, Кая, Пиастро, Хондо, Ломброзо, Шолом, Реби, Кокуш, Леви и др.

С древних времен в городах Таврики проживали евреи. Их религией был иудаизм. В эту религиозную общину входили и две народности, которые имели другие этнические корни. Это - караимы и крымчаки. Караимы считают себя потомками хазар, которые смешались с другими тюркскими племенами. А поэтому их верования и культура стоят особняком.

Священной для караимов была часть Ветхого завета - Пятикнижие, или Тора, тогда как евреи почитали также Талмуд. Язык караимов близок к крымскотатарскому. Одежда, обычаи также имеют много общего с татарскими.

Места обитания караимов в Крыму

Жили они замкнутыми общинами, не вступая в браки с представителями других народов. На протяжении нескольких веков караимы обитали на Мангупе и Чуфут-Кале, занимались ремеслами, прежде всего кожевенным. На Чуфут-Кале сохранились две кенасы - так назывались молитвенные дома караимов. Входить в них нужно было без обуви, сняв ее предварительно на террасе.

Внутреннее устройство кенасы довольно необычно. Она разделена на три отделения. Первое - при входе. Оно предназначалось для стариков, которые могли сидеть на специальных стульях и скамьях, обтянутых войлоком и кожей. Над ними располагался балкончик. Подняться сюда можно было только из другого дворика по лестнице, что делали женщины, дабы незамеченными присутствовать на богослужении.

Среднее отделение - для прихожан-мужчин. Пол здесь покрывали коврами, на потолке подвешивали люстры, в боковые шкафчики клали молитвенники и необходимую утварь.

В последнем, дальнем от входа отделении находился алтарь. Это место для священнослужителя. Чтобы его голос был хорошо слышен каждому, в стены помещения вмонтировали кувшины, усиливающие звук. В кенасах сосредотачивалась духовная и общественная жизнь караимов.

Крымчаки — древний крымский народ

Очень близки к караимам крымчаки. Этот народ также уходит корнями в далекую историю полуострова. Очевидно, в его формировании значительную роль сыграли евреи, а также хазары и другие тюркские народы. Как и евреи, крымчаки почитали и Ветхий завет, и Талмуд, соблюдая все присущие иудаизму религиозные обряды.

А вот язык, обычаи и уклад жизни объединяли их, как и караимов, с татарами. И прежде всего безусловное подчинение главе семейства, замкнутый образ жизни женщин, привязанность к домашнему очагу.

Самые многочисленные общины крымчаков находились в Гезлеве и Карасубазаре. В Крыму они занимались кожевенным делом, продавая обувь, седла, ремни. Крымчаки выделялись исключительной честностью и порядочностью, что делало их надежными торговыми партнерами.



error: Контент защищен !!