География Антарктиды: геология, климат, внутренние воды, природные ресурсы и экология. Природные ресурсы антарктиды

Каждая эпоха характеризовалась своими приоритетами - рабы, золото, железо, нефть, а в последующем вода. Невосполнимые запасы Земли истощаются, значит и борьба за их обладание, будет нарастать. Особенно если речь идет о последней кладовой планеты - Антарктиде, где есть всё - и ресурсы, и вода, и пища. Сбить замки с этой кладовой и получить больше чем имеешь, мечта многих. Как не вспомнить слова Марка Твена: «Покупайте землю, ее больше не производят».

Мы стоим на пороге серьезных конфликтов на «ничейной земле». Антарктида — последний ресурсный резерв человечества, это последнее место, где оно сможет добывать минеральное сырье после его исчерпания на пяти обжитых континентах. Геологи установили, что недра Антарктиды содержат значительное количество полезных ископаемых — железные руды, каменный уголь, найдены следы руд меди, никеля, свинца, цинка, молибдена, встречены горный хрусталь, слюда, графит.

Геологическая служба США, утверждают, что в недрах Антарктиды (а также на ее шельфе) находятся колоссальные запасы нефти — 6,5 млрд т, а также природного газа — более 4 трлн кубометров. Кроме того, в Антарктиде сосредоточено до 90 процентов пресной воды. В антарктических водах изобилие промысловых сортов рыбы, а по мере потепления климата многие морские обитатели, предпочитающие прохладу, будут смещаться к полюсам.

Последнее время антарктическая тематика резко актуализировалась, и неспроста. Во-первых, для удовлетворения растущих аппетитов мировой экономики (и в особенности новых экономических гигантов, вроде Китая и Индии) требуется все большее количество ресурсов. Во-вторых, развивающиеся технологии позволяют уже достаточно смело рассуждать о промышленном освоении месторождений в Антарктиде. И, в-третьих, в последние годы на ледяном материке стало заметно теплеть.

Недавно ученые из Антарктического управления Великобритании (BAS) констатировали факт, что на протяжении последних 30 лет температура воздуха в Антарктиде повышалась в три раза быстрее общемирового потепления климата. Наблюдается уменьшение толщины ледяного покрова.

Недра Антарктиды становятся доступнее, и это порождает энтузиазм как у добытчиков, так и у политиков. битва за Арктику идет уже давно, да и большую часть прошлого века она уже была фактически поделена на национальные сектора приарктическими государствами.
А вот на Южном полюсе начинается большой дележ.

В соответствии с конвенцией об Антарктике, подписанной 1 декабря 1959 года и вступившей в силу 23 июня 1961 года, Антарктида не принадлежит ни одному государству. Разрешена только научная деятельность. Размещение военных объектов, а также заход боевых кораблей и вооружённых судов южнее 60-го градуса широты запрещены. В 80-е годы XX века Антарктиду объявили ещё и безъядерной зоной, что исключило появление в её водах судов-атомоходов, а на материке — атомных энергоблоков.

Сейчас участниками договора являются 28 государств и десятки стран-наблюдателей. Однако наличие договора не означает, что присоединившиеся к нему государства отказались от своих территориальных претензий на континент и прилегающее пространство. Напротив, территориальные притязания некоторых стран огромны. Например, Норвегия претендует на территорию, превышающую её собственную раз в десять,в том числе на остров Петра I, открытый экспедицией Беллинсгаузена — Лазарева.

Огромные территории объявила своими Великобритания. В октябре 2007 года Великобритания заявила претензии на обладание частью Антарктиды: Соединенное Королевство хочет получить в национальную юрисдикцию 1 млн кв. км южного континента (Общая площадь Антарктиды составляет 14 млн кв. км.)

Австралия считает своей половину Антарктиды. В своем комментарии "Правда.ру" эксперт по Австралии и Океании, проживающий в государстве Вануату Николай Мишутушкин заметил: "Реальные требования Канберры простираются лишь на треть территории Антарктиды и этого она последовательно добивается с 1933 г. Разумеется, что подобные аппетиты в таком объеме удовлетворены не будут - слишком много других претендентов. Однако нет сомнений, что при дележе Антарктиды Австралия свою и немалую долю "южного пирога" получит, заручившись поддержкой тех же США. Тем более что это единственная развитая страна в мире, по сути, соседствующая с ледяным континентом и это облегчает приобретение куска и пожирнее".

В зону "австралийского влияния" однако вклинивается «французская» Земля Адели. Предъявила территориальные претензии и Новая Зеландия. Великобритания, Чили и Аргентина претендуют практически на одну и ту же территорию, включающую Антарктический полуостров и Южные Шетландские острова. свои претензии на Антарктиду.

Япония весьма любопытно обосновывает свои претензии на Антарктиду; разведанные на шестом континенте месторождения газа залегают так глубоко, что никто, кроме нее, пока не располагает технологиями, необходимыми для их добычи. Соответственно, Япония считает это достаточным основанием, чтобы требовать себе определенную долю газовых запасов ледяного континента.

Особую позицию заняли США и Россия, заявившие, что в принципе могут выдвинуть свои территориальные претензии в Антарктике. СССР открыл здесь свои первые станции в середине 1950-х годов. Сейчас в Антарктиде действуют 45 круглогодичных научных станций 28 стран, временное население колеблется от 4 тыс человек летом до 1 тыс человек зимой. У России работают 5 станций /"Прогресс", "Мирный", "Восток", "Новолазаревская" и "Беллинсгаузен"/ и 3 сезонные полевые базы /"Дружная-4", "Молодежная" и "Русская"/. Еще 7 станций, в том числе "Полюс недоступности", были закрыты.

Противостояние началось давно - практически с момента открытия шестого континента Лазаревым и Беллинсгаузеном в 1819 году. С тех пор на протяжении почти полутораста лет Россия с переменным успехом отвергала претензии других стран на открытую ею землю. Однако, окончательно утвердиться на континенте не удалось, и в 1959 году СССР наряду с 11 другими странами подписал Договор об Антарктиде. С тех пор она стала официально ничьей. Более того, даже промышленную разработку полезных ископаемых на ней вести запрещено.

Впрочем, практика показала, что спор о национальной юрисдикции над Антарктикой был просто отложен на неопределенное время. Страны-претенденты не отказались от своих претензий на новые земли. Антарктиду разбили условными границами на национальные сектора. Но, и такое решение антарктического вопроса таило в себе скрытую угрозу: условные границы национальных секторов стали постепенно восприниматься как настоящие границы, и дошло уже до "территориальных споров".

Государства, претендующие на шестой континент, идут на всякие авантюры, только бы приобрести хоть какие-то виртуальные права на эту территорию. Так, еще в 80-е гг. прошлого века Великобритания, Новая Зеландия, Чили и Аргентина объявили о своем суверенитете над рядом антарктических островов. Их расчет был прост: в 1982 году была подписана Конвенция ООН по морскому праву, закрепившая за прибрежными государствами 200-мильную экономическую зону, которую к тому же можно расширить за счет континентального шельфа. Экономическая зона вокруг островов теоретически дает возможность "закрепиться" в Антарктике на законных основаниях.

Состоялась и первая война за Антарктиду. Формально Великобритания и Аргентина воевали четверть века назад за Фолклендские острова, но одной из стратегических целей Лондона было укрепление своих позиций в борьбе за шестой континент. Таким образом, наметились две основные формы борьбы за Антарктиду: попытки юридически или фактически "застолбить" кусок ничейной территории и ресурсов на будущее, а также технологическое состязание в способности уже сейчас разрабатывать эти ресурсы. Впрочем, не исключено, что в дальнейшем будет использована и третья форма борьбы - вооруженная. Битва за Антарктиду уже началась.

Ценность Антарктиды (Мягков Сергей Михайлович)

Мягков Сергей Михайлович

Родился в 1933 г. Кандидат географических наук. Заведующий проблемной лабораторией снежных лавин и селей географического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова. Участник нескольких арктических и антарктических экспедиций. Автор около 40 научных работ, двух научно-популярных очерков. Живет в Москве.

Заметки "обменного ученого"


В один прекрасный осенний день 1968 г. меня спросили, не хочу ли я поработать годик на американской научной станции в Антарктиде. И вот с тех пор я не помню дня, когда я не делал бы чего-либо, связанного с Антарктидой, или хотя бы не намеревался делать.

Я оказался тринадцатым по счету советским специалистом, участвовавшим в Антарктической экспедиции США на основе международного научного обмена. В 1969-1971 гг. я работал в Трансантарктических горах, в основном в районе станции Мак-Мердо, изучая историю оледенения и современное развитие ледников и горного рельефа, в частности выполнил фототеодолитную съемку. Повторяя время от времени такую съемку, можно с высокой точностью измерить все изменения, происходящие в поле зрения камеры, в нашем случае - изменения ледников и окружающих их склонов.

В 1975-1976 гг. я повторил эту съемку, побывав в Антарктиде, на сей раз по особому приглашению Антарктической экспедиции США, сверх программы советско-американского научного обмена. "Обменным ученым" в это время был Нарцисс Барков, гляциолог из Арктического и Антарктического научно-исследовательского института. Результаты фототеодолитных работ оказались достаточно интересными, чтобы стала ясна польза их продолжения. Поэтому я надеюсь вновь увидеть Трансантарктические горы в 1979-1980 гг.

Вообще же я нахожусь в положении того московского школьника, который написал в газету: "Что мне делать? Я люблю Лолиту Торрес!" Трансантарктические горы прекрасны и притягательны. Они достойны и ждут своих Рериха и Кента. Там случается обнаружить загадочные удивительные свойства ледников и горного рельефа, не встречающиеся нигде севернее 60° южной широты. Я влюбился в этот край, влюбился в Антарктиду, где - увы! - не получается бывать так часто, как хотелось бы.

Я отчетливо сознаю, что в этом чувстве я, мягко говоря, не одинок. В Антарктиде побывали уже несколько десятков тысяч человек. На станции Мак-Мердо я познакомился с автомехаником, который уже около 10 лет проводил северное лето в Гренландии, на базе Туле, а вторую половину года - в Антарктиде. И если я решился уведомить читателя о своем более чем деловом интересе к Антарктиде, то лишь в надежде на лучшее понимание.

Минеральные ресурсы Антарктиды - разведанные и ожидаемые - должны быть велики и включают такие ценные для современной индустрии виды, как алмазы и радиоактивные вещества. В начале 70-х годов в Австралии, родственной Антарктиде по геологической истории, обнаружено крупнейшее в мире месторождение урана, что повышает вероятность таких месторождений в Антарктиде. На антарктическом шельфе обнаружены признаки нефтеносности.

Однако разработка антарктических месторождений едва ли будет рентабельной в ближайшем будущем. По данным американской исследовательской организации "Ресурсы для Будущего", стоимость морской транспортировки грузов между побережьем Антарктиды и внеантарктическими районами редко равна, а чаще десятикратно превышает нормальную. Затраты на содержание одного человека на прибрежной станции достигают примерно 20 тысяч долларов в год, а на внутриконтинентальной станции - в 4-5 раз больше. При этих условиях никакая горнодобывающая деятельность в Антарктиде не будет экономически оправданна, за исключением разработки достаточно богатых прибрежных месторождений золота и алмазов. Существенно также, что геологически слабо исследованные, но потенциально богатые полезными ископаемыми районы других континентов по своей общей площади намного больше Антарктиды. В целом перспективы развития здесь горнодобывающей промышленности в обозримом будущем невелики.

Биологические ресурсы ледяного континента ничтожны. Они сосредото-чены в прибрежной полосе шириной обычно в несколько десятков (реже - сотен) метров - лежбища тюленей, колонии пингвинов и других птиц.

Климатические ресурсы - это холод и замороженная пресная вода. Антарктиду можно было бы использовать как мировой холодильник для хранения резервов продовольствия. Однако, как известно, подобной проблемы у человечества нет и в будущем пока не предвидится.

Пресная вода - очень ценный ресурс. В ледниковом покрове Антарктиды сосредоточено около 80 процентов ее мирового количества - бесценный и мудро природой созданный резерв. Еще в середине 60-х годов крупный айсберг, подогнанный к берегу Австралии или США, стоил бы несколько миллионов долларов. За прошедшее десятилетие водяной кризис в основных капиталистических странах усилился. Летом 1976 г. ограничение на использование воды в промышленных, сельскохозяйственных и даже бытовых целях вводилось в некоторых районах Великобиртании, Франции, США и других странах. Но доставить айсберг к потенциальному потребителю пока еще никто не брался из-за сложности этой задачи. Развитие технологии опреснени я морской воды, видимо, определит оуксировку аисоергов. Хотя, напри-мер, Саудовская Аравия готова выделить огромные средства для буксировки антарктического айсберга к ее берегам.

К этой категории ресурсов можно также отнести привлекательность Антарктиды как туристического объекта. Коммерческие туристические круизы совершаются к Антарктическому полуострову из Аргентины с 1966 г. и в море Росса из Новой Зеландии с 1970 г. По данным организации "Ресурсы для Будущего", стоимость одного места на корабле - несколько тысяч долларов. Количество желающих многократно превосходит вместимость кораблей.

Результаты научных исследований, по единодушному мнению, представляют наиболее важный продукт Антарктиды ныне и в будущем. Ценность научных результатов со временем возрастает быстрее, чем любые чисто экономические ценности. Разработка методики рационального использования природной среды - принципиально новая и важнейшая научная проблема ближайшего столетия - не может быть решена без подробных и всесторонних знаний об Антарктике и ее взаимодействии с океаном и атмосферой остальной части планеты. Более близкие и частные выгоды следуют из геофизических, радиофизических, некоторых биологических и других отраслевых исследований.

Результаты изучения Антарктики порой приводят к довольно сильным изменениям ранее сложившихся научных концепций. Для примера возьмем знания по истории оледенения Земли. Еще в конце 60-х годов господствовали представления, полученные при изучении следов и остатков ледниковых покровов Европы и Северной Америки. Ледниковый период считался сравнительно коротким (последний миллион лет или около этого). Причины его наступления отыскивались в космосе. Развитие ледников северного и южного приполярных районов считалось синхронным, из чего делался вывод о текущем быстром сокращении оледенения Антарктиды и о грядущем повышении уровня Мирового океана по этой причине. Возможность возобновления оледенения Европы и Северной Америки была не ясна. Данные новейших исследований Антарктиды существенно изменили эту картину, которая теперь представляется следующей.

Существовал некогда огромный континент Гондвана, включавший Южную Америку, Африку, Австралию, Антарктиду и более мелкие участки современной суши. 100-150 миллионов лет назад Гондвана начала раскалываться. Участок, включавший Австралию и Антарктиду, 50-60 миллионов лет назад сдвинулся своим антарктическим краем из средних широт к Южному полюсу. По климатическим законам материк, оказавшийся на полюсе, обречен на оледенение. Однако климат Австрало-Антарктиды еще долгое время оставался теплым из-за обогревающего действия мощных океанических течений, переносивших воды тропического пояса к полярным берегам. На побережьях Антарктиды росли буковые леса, хотя в центральных ее районах, возможно, установился уже "якутский" климат.

Тем временем продолжалось дробление Гондваны. Около 50 миллионов лет назад Австралия начала отдаляться от Антарктиды, а 25 миллионов лет назад разорвалась перемычка, связывавшая Антарктиду с Южной Америкой. Тем самым вокруг Антарктиды образовалось непрерывное океаническое кольцо, определившее новое полярное направление течений. "Водяное отопление" прежними меридиональными течениями остановилось. Полярный континент быстро остыл, началось его оледенение. Это случилось около 25 миллионов лет назад, задолго до появления на Земле первых предков человека, в начале формирования современного мира млекопитающих, когда на территории современных островов Северного Ледовитого океана климат был, как теперь на Украине, и вся поверхность Земли была намного теплее, чем сейчас.

При прочих равных условиях размер ледникового покрова зависит от климата, а его границы изменяются вслед за изменениями климата. Климат Антарктиды таков, что соответствующий ему ледниковый покров мог бы быть значительно больше существующего. Но его разрастанию препятствуют ограниченные размеры континента. Если на обычных ледниках почти весь расход льда идет путем таяния, то расход льда антарктического покрова происходит в основном путем сброса льда в океан. За все 25 миллионов лет его непрерывного существования колебания размеров ледникового покрова определялись не климатическими изменениями, а изменениями границ моря и суши, которые в свою очередь были в основном следствием внутриземных процессов. Нет оснований предполагать, что будущие колебания климата существенно повлияют на размеры оледенения Антарктиды. Ему суждено длиться, пока континент не утонет (что маловероятно) либо не сместится в теплые края (что вероятно, но на это потребуется много миллионов лет).

Оледенение Антарктиды возникло на теплой Земле в результате смещения континента и изоляции его от теплых океанических течений. Начавшись, оно само стало изменять климат Земли. Охлаждающаяся вблизи берегов ледяного континента вода опускалась ко дну и постепенно заполнила глубокие участки всех океанов. Сейчас придонные океанические воды даже у экватора имеют температуру лишь 2° С, на 8° ниже, чем перед оледенением Антарктиды.

Охлаждение океана привело к охлаждению всей планеты. Медленно, но неуклонно сокращались тропические леса, возникала тундра, установилась современная природная зональность. 1-3 миллиона лет назад стало достаточно холодно для образования ледников и на других континентах, в особенности вокруг Северного Ледовитого океана. Однако в средних широтах климат не был и не может стать достаточно холодным, чтобы обеспечить непрерывное существование оледенения, как это есть в Антарктиде и как было бы в Арктике, если бы место океана здесь заняла суша. Ледниковые покровы Евразии и Северной Америки возникали лишь во время холодных фаз колебаний климата и сильно сокращались или исчезали во время теплых фаз. Последний раз ледниковые покровы здесь существовали в интервале примерно от 25 до 10 тысяч лет назад. Поскольку сохраняются причины оледенения (общее антарктическое охлаждение планеты плюс независимые от него циклические колебания климата), следует ждать в будущем возобновления ледниковых покровов Евразии и Северной Америки.

Такова вкратце история оледенения Антарктиды и его влияния на природу остальной части планеты. Изображенная картина, как видно, принципиально отличается от представлений, бытовавших еще 5-10 лет назад. Она позволяет предвидеть такое существенное изменение природной среды, как наступление нового оледенения в Евразии и Северной Америке. Ясно, что о таком событии полезно знать заранее, чтобы иметь время выяснить, когда именно оно произойдет, и решить, что же следует по этому поводу предпринять. (По имеющимся оценкам, оно произойдет не раньше, чем через несколько столетий.)

Интересно, что все прошлые изменения климата от теплого к ледниковому (обычно это похолодания на несколько градусов) в научной литературе называются "ухудшениями климата". Видно, уж очень зябким был тот неведомый ученый, который придумал этот явно несправедливый термин. Дело в том, что появление антарктического ледникового покрова вызвало цепь важных природных изменений: увеличение температурных контрастов на Земле, обострение и обогащение природной зональности, увеличение разнообразия условий обитания живых организмов, ускорение биологической эволюции, в частности эволюции человека, увеличение разнообразия форм растительного и животного мира. "Ухудшение" ли это?

Что же касается будущего вероятного похолодания климата и возобновления покровных оледенений Европы и Северной Америки, тут, конечно, радоваться нечему. Само по себе похолодание будет скорее всего медленным, практически не заметным на фоне кратковременных климатических изменений. Существенную проблему, разумеется, представит сокращение (оледенение) площади, пригодной для обитания, особенно если вспомнить, что имеющиеся футурологические прогнозы и без того угрожают человечеству недостатком территории и природных ресурсов в ближайшие 100-200 лет.

Что предпочтет человек - войну или мирное сосуществование с оледенением? Любые рассуждения об этом сейчас безосновательны. Мы пока слишком мало знаем, когда и сколь большие природные силы будут противостоять человеку и какими энергетическими возможностями он будет обладать к тому времени. Мы пока не знаем даже, не приведет ли невольное техногенное воздействие на атмосферу к изменениям климата, более глубоким и быстрым, чем естественные. Разумеется, все это было бы неплохо знать заблаговременно. И без дальнейших исследований в Антарктиде здесь не обойтись.

Вернемся, однако, к вопросу общей ценности знаний, получаемых в Антарктиде. В советской и американской оценках по этому поводу есть одно характерное различие, касающееся опыта планирования и организации работ. Руководители советских антарктических исследований не выделяют особо эту сторону дела из ряда других, что естественно, поскольку детальное планирование и четко согласованное выполнение задач самого разного характера и степени сложности - одна из давно сложившихся норм ведения народного хозяйства нашей страны. Опыт Антарктиды в этом отношении интересен.

В то же время для США этот опыт незаменим. В частности, он со всей тщательностью анализировался в начальный период планирования американских исследований Луны. Ведущие деятели из Национальной администрации по космическим исследованиям (НАСА) специально побывали в Антарктиде. Они нашли, что космическим и антарктическим исследованиям присущи важные общие черты: научные цели; сложность и высокая стоимость материально-технического обеспечения; огромная ценность научных результатов, не выражаемая в денежном исчислении; самостоятельная ценность требующегося развития техники, а также получаемого опыта планирования и управления; воспитание групп высококвалифицированных ученых и менеджеров.

Известно, что хороший план - это половина успеха. Мне было очень интересно узнать, как планируются антарктические исследования США. Все дело находится в руках Отделения полярных исследований Национального научного фонда. ННФ - это правительственное учреждение, вкладывающее денежные средства (госбюджетные и частные, пожертвованные) в развитие фундаментальных научных исследований. ННФ старается не выходить за рамки административных функций. Для определения наилучшего способа траты имеющихся средств ННФ испрашивает советы ученых. Так, при Отделении полярных программ существует своего рода консультативная группа, на условиях выборности и периодического обновления состава включающая ведущих ученых и специалистов по проблемам, имеющим отношение к полярным районам. Эта группа дает оценку текущим и выполненным исследованиям и вырабатывает рекомендации на будущее: стратегические цели, основные проблемы, желательные сроки исполнения, основные меры материально-технического обеспечения антарктических исследований.

Основные цели указываются на обозримое будущее. Так, в начале 60-х годов была поставлена задача - за пять-десять лет выполнить все исследования рекогносцировочного, съемочного характера, чтобы затем, после тщательного анализа собранных данных, определить дальнейшие стратегические цели.

Частные задачи указываются на ближайшие пять лет и ежегодно уточняются, то есть существует своего рода скользящий пятилетний план актуальных научных задач. План доводится до сведения заинтересованных исследовательских учреждений. По своему желанию эти учреждения - университеты и колледжи, исследовательские центры государственной и реже частной принадлежности - берутся за выполнение той или иной задачи, конкурируя при этом друг с другом - иногда открыто, чаще скрытно.

Предлагаемые планы и сметы работ рассматриваются Отделением полярных программ с участием консультативной группы. Предпочтение отдается наиболее комплексным, наиболее передовым по научным идеям и методам, а при прочих равных условиях наиболее дешевым проектам. Наилучшие планы принимаются и получают "грант", то есть финансирование от ННФ. Бюджет ННФ нестабилен и может резко меняться год от года. Поэтому "грант" дается не на весь срок выполнения программы (обычно три-пять лет), но возобновляется ежегодно. Процедура возобновления "гранта" предваряется критической оценкой хода работ и полученных результатов. Если они не были достаточно успешны, "грант" могут и не продлить.

Обобщенный образ "такспэйера" - налогоплательщика, финансирующего ваши исследования и желающего получить реальную пользу за свои доллары,- постоянно присутствует в речах лидеров Отделения полярных программ. "Контроль рублем" организован хорошо и обеспечивает быструю гибель затянутых, второстепенных, бестолковых исследований. Однако тут не все так ясно и полезно, как хотелось бы. Во-первых, за идеализированным образом "такспэйера" скрывается конгресс, решения которого по бюджету, мягко говоря, не всегда представляются обоснованными (величина ежегодного прироста военного бюджета США в десятки раз больше ежегодных расходов на антарктические исследования, результаты которых сами американцы, в том числе конгрессмены, признают бесценными). Во-вторых, желание выиграть конкурс за получение, а затем продление гранта приводит во многих случаях к таким вредным для науки последствиям, как претензии на глобальное значение получаемых выводов, явный привкус сенсационности, игнорирование приоритета, сдержанность научных и чисто человеческих контактов между потенциально конкурирующими группами, даже в условиях экспедиции. Впрочем, как говорится, "сказанное не умаляет...". Многие американские ученые всегда были среди передовых исследователей Антарктиды, особенно в деле технической разработки новых идей.

Распределив гранты, Отделение полярных программ (ОПП) ННФ организует и непосредственно руководит ходом Антарктической экспедиции США. За пределом этих обязанностей роль ОПП наиболее заметна в развитии общей технологии исследований (обоснование и реализация идеи транспортабельных станций, специальных видов наземного транспорта, "летающей лаборатории", автоматизации разного рода наблюдений и т. п.). Сотрудникам ОПП принадлежит также большой вклад в развитие международной кооперации в Антарктиде.

Международная кооперация, ее установление и накопленный опыт, несомненно, являются одной из главных ценностей антарктических исследований. Все или почти все знают, что Антарктида - самое холодное место. Но мало кто осознает, что это также место, где раньше всего кончилась "холодная война". В 1959 г. был составлен и в 1961 г. ратифицирован Антарктический договор, провозгласивший южнополярную область демилитаризованной и открытой для мирных научных исследований. Когда военный ледокол США приходит в море Росса, на его палубе можно видеть большое незакрашенное пятно и четыре дыры от болтов - след снятой пушки. Юхан Смуул в "Ледовой книге" упоминает эпизод салюта из охотничьих ружей на станции Мирный в начале 1958 г. После заключения Антарктического договора для салютов используются ракетницы. Всеобщее и полное разоружение при свободном и сколь угодно широком взаимном контроле - идеал для остальной части планеты.

Необратима ли разрядка в Антарктике? Каким путем ее можно укрепить? Для ответов нужно знать историю.

"Если вы достигнете магнитного полюса, то должны водрузить на нем флаг Соединенного королевства и от имени экспедиции объявить эту местность частью Британской империи". "В 15 часов 30 минут мы обнажили головы и подняли английский флаг. Согласно инструкции, я громко произнес: "Эта область, охватывающая магнитный полюс, принимается мною во владение Британской империи". Затем мы трижды прокричали "ура" в честь Его Величества короля". Это отрывки из инструкции и дневника профессора Т. Дэвида, участника Британской антарктической экспедиции 1908-1910 гг. Коллеги профессора Дэвида, участники антарктических экспедиций других стран совершали аналогичные ритуалы в других районах Антарктики вплоть до конца 40-х годов. До международного ли сотрудничества им было? Добрых две трети континента "захватила" Британия со своими доминионами, остальное - Аргентина, Чили, Норвегия, Франция.

Но вот имперский ажиотаж закончился. Со временем выяснилось, что "принятые во владение" территории - далеко не Эльдорадо, а тюлений и китовый промысел в приантарктических водах изрядно оскудел. С другой стороны, для научно-технической революции решительно потребовались многочисленные научные сведения, в том числе из южнополярной области, где достаточно быстрый успех мог быть достигнут только объединенными усилиями. Тут и установилась международная кооперация научных исследований, поскольку каждый участник пришел к убеждению: это выгоднее всего, что он мог бы делать в Антарктике. Надо подчеркнуть, что свою положительную роль в скорейшем достижении сотрудничества сыграли сходные позитивные позиции США и СССР - стран с наиболее высоким научно-техническим потенциалом, не имеющих своих и не поддерживающих чужих территориальных притязаний в Антарктике.

Из этого ясно, что разрядка и международное сотрудничество в Антар-ктике будут тем прочнее, чем более кооперированными будут ведущиеся научные исследования и более ценными их результаты. Имея это в виду, руководители национальных экспедиций, в числе первых - советские полярники, постоянно стремятся к прогрессу в этом деле. Во время Международного геофизического года, в конце 50-х годов, кооперация выражалась в обмене учеными на годичный срок и в обмене получаемыми фактическими сведениями (через Советский и Американский международные центры данных). В 60-х годах стало эпизодически практиковаться непосредственное совместное выполнение тех или иных исследований (например, советско-французские гляциологические работы в Восточной Антарктиде с 1963-1964 гг.). Ас начала 70-х годов уже выполняются многолетние крупные международные исследовательские программы (например, Международный гляциологический проект изучения Восточной Антарктиды с участием групп ученых СССР, США, Франции, Австралии, Великобритании).

Есть все основания надеяться, что и впредь в Антарктике разрядка международной напряженности будет насыщаться все новым реальным содержанием. Всем советским полярникам приятно сознавать, что их пионерный опыт широкого международного научного сотрудничества послужил моделью для развития многочисленных ныне интернациональных проектов исследования океана и атмосферы.

Если главная проблема современного человечества - достигнуть взаимопонимания и навсегда исключить войны, то антарктический опыт бесценен.

В мире есть около 40 человек, которые за этой фразой увидят по крайней мере год своей жизни. Это советские и американские "обменные ученые", каждый из них зимовал на станции другой страны. Вот если бы всем нам однажды собраться вместе и написать книжку! Думаю, получилось бы нечто среднее между "Робинзоном Крузо" и "Звездными дневниками Иона Тихого"... Пока же вниманию читателя предлагаются некоторые индивидуальные впечатления, за все возможные ошибки которых несет ответственность один автор.

Чем, ближе день, когда вы окажетесь среди чужестранцев, своих будущих коллег и друзей, тем больше волнений: как все сложится? Вы ощущаете себя такой странной фигурой, которой не бывали еще никогда. Вы и реальный человек со всеми недостатками (ах, зачем я ленился их искоренить!), вы и абстракция, поскольку "представитель страны". Ваша научная программа заранее одобрена принимающей стороной. Но вообще-то эта сторона без вашей деятельности как-то обходилась и может обходиться и далее. Вы знаете (от предшественников), что вам уготовано особое почетное внимание американского начальства, но у него и без вас забот выше головы. Но все налаживается. Главное - быть самим собой и не стараться выглядеть лучше. Я получил этот совет накануне отлета к американцам в Антарктику и лучшего совета для "обменного ученого" я не знаю. Да только ли для "обменного ученого"?

Постепенно все налаживается. Через неделю после прибытия на антарктическую станцию вы начинаете различать лица - сначала соседей по Дому, затем соседей по лаборатории. Все американцы на станции оказываются на редкость спокойными и терпеливыми людьми. В этом вы убеждаетесь при попытках говорить с ними на английском - своем английском! Потом и это налаживается.

И вот уже работа пошла, пошла, идет полным ходом. Так она будет идти Почти год. А остаток срока она будет идти еще вдвое быстрее, потому что вдруг объявилось множество страшно интересных вопросов и задач, а времени остается - щепотка! Весело и досадно, что нельзя задержаться еще на пару недель: ведь и оборудование отлажено, и район работ освоен, и начальство знакомо, и вертолетчики - друзья. Но задерживаться действительно нельзя. Так что лучше уж вы найдите часок-другой, чтобы посидеть в сторонке от людей на берегу, посмотреть на камни, воду, плывущие льдины, горы за заливом и небо над ними. Чтобы запомнить навсегда. "В дальних краях оставляем мы сердца частицы..."

На север вы улетаете уже не как абстракция от абстрактных американцев, а как живой человек от живых людей. Год назад вас встречало на аэродроме начальство. Теперь вас провожают друзья, и их больше, чем встречавших. Становится приятно, когда вы вдруг это осознаете. И грустно, потому что это не повторится.

Конечно, трогательность момента не лишает вас трезвости оценок. Едва ли вы сможете забыть, как в разгар зимовки вдруг обнаружили, что ни один из опрошенных вами американцев даже не подозревает о фашистском прошлом Вернера фон Брауна, столпа американской космической техники. И что, по мнению многих, Россия почти ничего не дала для победы над Гитлером, только потребляла "Студебеккеры" и американскую свиную тушенку. Что из тех, кому знакомо название "Бабий Яр", ни один не уверен, не русские ли расстреляли там евреев... Ну да что говорить! Ваши коллеги по зимовке - это поколение "холодной войны". Лучше помнить, что они не слишком доверяют пропаганде и хотели бы приехать к вам в гости, чтобы на все взглянуть своими глазами. Или как Первого мая вам преподнесли роскошный торт с самодельным флажком на макушке и вы неуклюже резали этот торт, неожиданно оказавшись хозяином праздничной вечеринки. Или как вертолетчики сделали крюк, чтобы завезти вам в полевой лагерь местную малотиражку с сенсационными заголовками: "Советская Армия - в США! Американская оборона повержена красными!" - речь шла о хоккеистах ЦСКА. Ну а если уж запоминать всерьез. Что в первую очередь? Лица и имена тех шестерых парней, которые в разное время были вашими добровольными помощниками в полевых работах. Вы объяснялись на кошмарном английском, не могли разобраться в этикетках консервов, чтобы приготовить нормальный ужин, были просто нулем в смысле радиосвязи с базой и т. д. и т. п. Парни все это снесли, не моргнув глазом. Раз их было шестеро, а вы один, им и принадлежит главная заслуга в том, что из вашей работы получилось что-то путное.

"Когда вы возвращаетесь на родную землю и начинаете вспоминать испытанное, вы осознаете, что видели и открыли такой край на этой планете, где люди Земли могут жить и работать в полном примирении и братстве" - это написал Лерой Шерон, геофизик, бывший американский "обменный ученый в Советской антарктической экспедиции.

В возможности подобных открытий не главная ли ценность Антарктиды?

Санатории в горячем ключе краснодарский край лучшие санатории в горячем ключе.

Транскрипт

1 Министерство образования и науки Российской Федерации ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «САРАТОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО» Кафедра физической географии и ландшафтной экологии Природные ресурсы Антарктиды АВТОРЕФЕРАТ БАКАЛАВРСКОЙ РАБОТЫ студента 4 курса 421 группы направления География географического факультета Рассоха Алексея Николаевича Научный руководитель доцент Зав. кафедрой профессор, д.г.н. Т.Д. Крысанова В.З. Макаров Саратов 2016

2 ВВЕДЕНИЕ В настоящее время изучение Антарктиды является актуальной темой, так как материк и его прибрежные территории являются резервом полезных ископаемых всей планеты. Здесь находятся уникальные площадки для научных исследований, как истории изменения климата на Земле, так и современных проблем глобального потепления и загрязнения антарктических ландшафтов. Целью выпускной бакалаврской работы является анализ природных ресурсов Антарктиды. В рамках поставленной цели решались следующие задачи: - проанализировать литературные, картографические и электронные источники; - дать общую характеристику Антарктиды; - проанализировать минеральные, водные и биологические ресурсы; - выявить особенности использования природных ресурсов в рекреационных целях; - проанализировать экологические проблемы Антарктиды. Основными методами исследования являлись: метод теоретического анализа и картографический метод. Исследован 31 источник. Из них 9 литературных, 21 электронный, 1 картографический. Работа состоит из 3 разделов. Первый раздел называется общая характеристика Антарктиды. Второй, природные ресурсы Антарктиды. Третий, экологические проблемы Антарктиды. Основное содержание работы 195 лет назад завершилась первая русская антарктическая экспедиция под командованием Фаддея Фаддеевича Беллинсгаузена и Михаила Петровича Лазарева, доказавшая существование шестого материка. Работа посвящена этому событию. 2

3 Общая характеристика Антарктиды. Антарктида имеет особый международно-правовой статус, который был определѐн международным Договором об Антарктике в 1959 году. Он определил использование Антарктиды в интересах всего человечества исключительно в мирных целях. Материк не может являться предметом международных разногласий.некоторые страны всѐ же имеют территориальные претензии на него. Но Договором об Антарктике они заморожены. Отличительной чертой материка является то, что на нѐм нет постоянного населения. Есть только небольшие поселения - научные станции, предназначенные для проведения наблюдений за погодой, состоянием окружающей среды и научных исследований по метеорологии, гляциологии, геофизике, биологии, геологии. Согласно договору любая страна в научных целях имеет право создать свою станцию южнее 60 о южной широты (сайт РАЭ [электронный ресурс]). Общее количество человек, находящихся в Антарктиде, составляет летом человек, зимой человек. Ещѐ примерно 1000 человек, включая экипажи судов и ученых, присутствуют в водах Антарктики (статистика стран мира [электронный ресурс]). Российская Федерация имеет в Антарктиде 5 действующих научных станций (рисунок 1). К ним относятся: Беллинсгаузен, Мирный, Новолазаревская, Восток, Прогресс. Кроме действующих станций есть законсервированные: Ленинградская, Дружная, Союз, Русская, Молодѐжная, Полюс Недоступности, Советская. 3

4 Рисунок 1 Карта Российских Антарктических станций (сайт РАЭ [электронный ресурс]) Природные ресурсы Антарктиды. Антарктида богата разнообразными природными ресурсами, среди которых наибольшее значение имеют: минеральные, водные и биологические. Растѐт интерес к рекреационным ресурсам. В Антарктиде известны практически все виды полезных ископаемых. Проявления и признаки полезных ископаемых обнаружены более чем в 170 пунктах Антарктиды (рисунок 2). Докембрийские щиты наиболее богаты месторождениями металлов - железа, титана, хрома, марганца, никеля, меди, 4

5 золота, платины и других. А также месторождений слюды, драгоценных камней и самоцветов . Но согласно договору их добыча запрещена до 2048 года. Рисунок 2 Карта полезных ископаемых Антарктиды (горная энциклопедия [электронный ресурс]) Среди водных ресурсов большое значение имеют антарктические льды, в них сконцентрировано около 80% всей пресной воды Земли. Они представляют особый интерес с точки зрения перспектив использования их в качестве резерва пресной воды. Под ледяным щитом Антарктиды расположено более 140 подлѐдных озѐр, самым крупным из которых является озеро Восток. В работе 5

6 отмечается, что озеро находится в зоне пристального внимания учѐных всего мира, поскольку проводимые исследования смогут дать ответы на вопросы относительно естественных изменений климата, которые происходили, и будут происходить на планете (Зотиков, 2011). Биологические ресурсы материка очень бедны. В работе даѐтся краткая характеристика растительного и животного мира прибрежных островов и льдов, прибрежных оазисов, нунатаков и ледникового щита. Биологические ресурсы имеют большое значение для научных исследований. Один из видов цветущих растений луговик антарктический используют для выведения новых морозоустойчивых сортов пшеницы или ржи. В рекреационных целях в Антарктиде используются следующие природные ресурсы: геоморфологические, водные, биологические и ландшафтные (природно-континентальные и природно-аквальные). К числу наиболее используемых геоморфологических рекреационных ресурсов относятся: массив Винсон, пик Ульветанна, вулканы Эребус и Сидлей. Рельеф Антарктиды также благоприятен для осуществления спортивной рекреации. На ледяном плато проводятся легкоатлетические марафоны и велотуры. Водные ресурсы используются в таких видах рекреации как яхтинг, каякинг, подлѐдный дайвинг, купания в озѐрах. Ежегодно в водах Южного океана проводится гонка на яхтах вокруг материка. Также с водными ресурсами связано образование такого уникального рекреационного объекта как «кровавый водопад». Биологические ресурсы используются в познавательной рекреации. Антарктические оазисы используются в спортивной и познавательной рекреации. Несмотря на суровость климатических условий, интерес к Антарктиде постоянно растѐт, что подтверждается диаграммой (рисунок 3). 6

7 Рисунок 3 Динамика посещений туристами Антарктиды (IAATO [электронный ресурс]) В период с 2009 по 2012 год наблюдалась отрицательная динамика в связи глобальным экономическим кризисом. По данным IAATO число туристов на сезон гг. составило человек (IAATO [электронный ресурс]). Наибольшую популярность материк вызывает у американских туристов (таблица 1). Доля туристов из России составляет около 1%. Таблица 1 Количество туристов разных стран, прибывающих в Антарктиду (составлено автором по данным IAATO) Страна Количество туристов США Австралия 3833 Китай 3558 Великобритания 2313 Канада 1569 Германия 1479 Франция 911 7

8 Япония 715 Нидерланды 624 Другие 4426 Большая часть мест посещений расположена на Антарктическом полуострове. Всего же туристами посещается около двухсот мест, из которых менее 10% посещают более туристов. Экологические проблемы Антарктиды. Основной экологической проблемой Антарктиды является увеличение антропогенной нагрузки на материк, в связи с расширением человеческой деятельности на станциях и с увеличением потока туристов. Влияние туристической деятельности представлено в таблице 2. Таблица 2 Потенциальное воздействие туризма на природу Антарктиды (Коростелѐв, 2013) Деятельность Круизные путешествия Яхтинг Поведение суше на Потенциальные воздействия Воздействие на морскую фауну (пингвины, киты, тюлени) Подводное шумовое загрязнение Деградация окружающей среды от совокупного воздействия сточных вод и случайных загрязнителей (мусора, нефти, вредных жидкостей и пр.) Распространение неантарктических видов флоры и фауны Потенциальные морские аварии (например, столкновение судов) Вещи, случайно оказывающиеся за бортом Столкновения птиц с элементами морских судов (особенно ночью) Воздействие на морскую фауну (пингвины, киты, тюлени) Подводное шумовое загрязнение Фактор беспокойства для представителей фауны Нарушение репродуктивной активности животных Привыкание животных Случайно оставленные вещи (полиэтиленовые пакеты, камеры, бумага и пр.) 8

9 Воздействие на ландшафт (повреждѐнная растительность, нарушение снежного покрова и пр.) Воздействие на бентос при постановке на якорь Для решения экологических проблем большую роль играет создание охраняемых районов Антарктиды. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Изучение Антарктиды имеет большое значение для мировой науки. Проводятся исследования метеоритов в Антарктиде. Ведѐтся постоянный мониторинг состояния окружающей среды Антарктики. В России вручаются государственные гранты на проекты по изучению современной динамики Антарктического ледникового щита. Формируется новая федеральная целевая программа по исследованиям в Антарктиде. В Антарктиде существуют перспективы освоения потенциальных минеральных ресурсов, но по Конвенции регулирования освоения минеральных ресурсов (1998), их добыча запрещена до 2048 года. В настоящее время в наибольшей степени используются рекреационные ресурсы Антарктиды. Представленные материалы в бакалаврской работе, характеристика природных ресурсов Антарктиды, картографический и разнообразный графический материал могут использоваться туроператорами при разработке туристических маршрутов в Антарктиду. 9


Антарктида Антаркти да континент, расположенный на самом юге Земли, центр Антарктиды примерно совпадает с южным географическим полюсом. Антарктиду омывают воды Южного океана. Площадь континента составляет

МБОУ Верхне-Любовшенская ООШ имени В.Г.Куликова учитель географии Чекулаева О.А. Тема урока: «Природа Антарктиды» Цель урока: развивать творческое воображение на основе создания представлений о своеобразии

ДОРОГОЙ ЧИТАТЕЛЬ!,. -, ;,., ;, - ; -,.?? -?? -,???, -? -?, -.,.,. -,. 4 С ОДЕРЖАНИЕ 6-7 8-9 10-11 12-13 14-15 16-17. 18-19 20-21 22-23 24-25 26-27 28-29 30-31 32-33? 34-35. 36-37 38-39 40-41 - 42-43

Название команды Название доклада Тема доклада «Восток» Шестой континент Ж i Мы встревожены тем, что Антарктида может повторить судьбу остальных пяти континентов и потерять свой первозданный облик, будучи

VI. Примерное тематическое планирование и виды деятельности учащихся * Примерное тематическое планирование уроков географии в 7-м классе по учебнику «География. Земля планета людей» 1 Введение. Что изучают

Тестовые задания для проведения вступительных испытаний по географии разработаны на основе Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области Управление образования администрации Артинского городского округа Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Сухановская

Тематический план по географии 7 класс Всего 68 ч, 2 час в неделю Наименование разделов, тем Кол. часов Тема 1 «Введение» 3 ч 2 В том числе на работы практические контрольные примеч ание Тема 2 «Население

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 4» г.белгорода «Согласовано» Руководитель МО Рогуля Л.И. Протокол 1 от «28» августа 2015 г. «Согласовано» Заместитель

Недавно я прочёл книгу Елены Ленковской «Повелители времени. Две кругосветки». Её главные герои - современные подростки попадают в прошлое, в 1819-1820г.,и становятся участниками антарктической экспедиции

ГЕККОН_Доклад 1 2 Название команды Название доклада Тема доклада Морошка Мы в раздумье! Ж На уроках в 7 классе наш учитель географии интересно рассказывал об Антарктиде. Мы решали вопрос о том, что будет

Приложение к Образовательной программе на 2016-2017 учебный год (7-11 классы), утвержденной приказом МБОУ «Средняя общеобразовательная школа 21» г. Калуги 145/01-08 от 26.08.2016 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА предмета

Календарно тематический план Тема раздела, урока Кол-во Сроки п/п часов Введение 3 Что изучает физическая география материков. Материки и части света. 2 Практическая работа: Обучение приемам работы с источниками

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФГБОУ ВПО «УРАЛЬСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ВЕТЕРИНАРНОЙ МЕДИЦИНЫ» ФАКУЛЬТЕТ БИОТЕХНОЛОГИИ КАФЕДРА БИОЛОГИИ И ЭКОЛОГИИ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА вступительных

Тема: Антарктида: географическое положение, открытия и исследования, природа. Цели урока: 1) образовательная сформировать представление об особенностях ГП материка; познакомить учеников с историей открытия,

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ от 23 июня 2015 года 336 Об утверждении Порядка создания (объявления) особо охраняемых природных территорий регионального значения В соответствии со статьей

Пояснительная записка Рабочая программа по географии для курса 7 класса учитывает требования Федерального государственного общеобразовательного стандарта. За основу взята программа А.И.Алексеева, В.В.Николиной

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ГЕОГРАФИЯ МАТЕРИКОВ И ОКЕАНОВ. 7 КЛАСС (2 ч в неделю, всего 68 ч) ВВЕДЕНИЕ (2 ч) Что изучают в курсе географии материков и океанов? Материки (континенты) и острова. Части света.

Аннотация к рабочей программе по географии для 7 класса МБОУ «Средняя общеобразовательная школа 35 с углубленным изучением отдельных предметов» Приволжского района города Казани (общеобразовательный уровень)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа села Лавы Елецкого муниципального района Липецкой области Урок географии в 7 классе тема: Антарктида. Географическое

Тестовая работа по теме: «Биосфера. Географическая оболочка» Базовый уровень 1. Оболочка жизни 1) географическая оболочка 2) биосфера 3) литосфера 4) гидросфера 5) атмосфера 2. Первым (нижним) высотным

Экзаменационные вопросы по дисциплине «Туристские регионы мира» 1. Опишите физико-географические и экологические предпосылки, населенческий и историко-культурный факторы развития 2. Дайте оценку природно-рекреационного

Модули по предмету «География», функционирующие под Linux 1. Австралия и Океания материк и острова. Природа Австралии и Океании. П2 2. Антарктида - ледяной континент. Тематическая контрольная работа. К2

Содержание образования по географии в 6 9 классах Изучение географии направлено на достижение следующих целей: освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы,

Билеты по географии 9 класс Билет 1 1.Формы, размеры, движение Земли и их географические следствия. 2. На территории Азиатской части России находятся крупнейшие угольные бассейны мира. Но при этом многие

Приказ от «29» августа 206 г.. 43 Рабочая программа География 6 класс на 206 207 учебный год Козлов А.Е. Первая квалификационная категория г. Скопин, 206г. Предметным результатом изучения курса «География»

Адаптированная рабочая программа для 7 класса VII вида по географии для детей с ограниченными возможностями здоровья (задержка психического развития) ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Адаптированная рабочая программа

Приложение к рабочей программе УТВЕРЖДАЮ Директор И.А. Пудов Приказ от т Календарно-тематическое планирование по географии в 8 классе урока Тема урока 1 Что изучает физическая география Сроки проведения

ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ЭКЗАМЕНА ПО ГЕОГРАФИИ 1. Стандарт общего образования по географии для поступающих в вузы. 2. Основание: подготовка предэкзаменационных материалов. 3. Цели: Изучение географии на

Уро ка Дата Календарнотематическое планирование по географии для 7 классов на 2015 2016 учебн год Учебник: В.А. Коринская, И.В. Душина, В.А. Щенев «География материков и океанов» 7 класс. Изд. «Дрофа»,

Предметными результатами изучения курса «География» 8 классе являются следующие умения: осознание роли географии в познании окружающего мира: - объяснять основные географические закономерности взаимодействия

СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ГЕОГРАФИИ Изучение географии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей: освоение знаний об основных географических понятиях,

Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основе: примерной программы основного общего образования по географии «География Земли» (VI VII классы)/, опубликованной в сборнике нормативных

Календарно-тематическое планирование по географии. С использованием учебника Душиной И.В., Коринской В.А., Щенева В.А. «География. Материки, океаны, народы и страны». Москва, «Дрофа», 2009 год урока 1

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 127 с углубленным изучением отдельных предметов» г.перми Рабочая программа по географии для обучающихся 7 классов

Региональная комплексная контрольная работа ВАРИАНТ 1 Прочитай текст. Ещѐ в давние времена люди считали, что в южной полярной области лежит большая, никем не изведанная земля. О ней ходили легенды. Говорили

ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ИСПЫТАНИЯ ПО ГЕОГРАФИИ 1. Источники географической информации. 1.1 План местности. Географическая карта. Их основные параметры и элементы 1.1.1 Сравнение свойств географической

1. Географическая характеристика Африки Климат - климатические зоны, морской климат или континентальный, осадки, температура. Водные ресурсы и их характеристика. Типы ландшафта - растительные зоны, их

ФОРМА_2 Название команды Название доклада Тема доклада Эковзгляд Антарктида последний резерв человечества?! Ж 1 28 января отметили очередную годовщину открытия Антарктиды, почти 200 лет назад российские

1.Планируемые результаты освоения учебного предмета В результате изучения географии в основной школе учащиеся должны знать/понимать географические особенности природы материков и океанов, географию народов

География билеты/билеты 10, 10-11 Билет 1. 1. Современная политическая карта мира: многообразие стран современного мира. 2. ЭГХ Зарубежной Европы Билет 2. 1. Основные формы государственно- территориального

Разработка теоретических основ экологически чистых технологий и технических средств бурения и реализация их в условиях ледников Антарктиды с целью определения закономерностей изменения палеоклимата и биосферы

Часть 1 К каждому из заданий 1 12 даны четыре варианта ответа, из которых только один правильный. Инструкция по выполнению работы На выполнение теста по географии отводится 45 минут. Абитуриенту разрешается

Карты география 6-7 классы 1 Великие географические открытия 1 Экологические проблемы Мира 2 Народы России 2 Народы Мира 3 Антарктида (физическая карта) 3 Арктика (физическая карта) 4 Природные зоны. Растения

Разработка урока географии в 7 классе. География материков и океанов. Тема: «Природа Антарктиды». Цели урока: 1. Обучающие: познакомить с особенностями природы Антарктида: объяснить влияние географического

Программа вступительного испытания по общеобразовательному предмету «География», входящего в перечень вступительных испытаний по основной образовательной программе высшего образования. Программа составлена

ПРОГРАММА ПО ГЕОГРАФИИ для поступающих в Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова в 2014 году Пояснительная записка Содержание вступительных испытаний определяется на основе

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия 69 имени С. Есенина г. Липецка Рассмотрена на заседании кафедры социальных дисциплин Протокол от Утверждена приказом МАОУ гимназии 69 г.

АРКТИКА И АНТАРКТИКА ТЕРРИТОРИЯ ОТКРЫТИЙ Художественнопросветительский проект Твой полярный круг Идея С помощью современных художественных приемов, основанных в первую очередь на технологии мультимедиа,

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ По учебнику В.А. Коринская, И.В. Душина, В.А. Щенев. География материков океанов, 7 класс М.: Дрофа,2013 2014-2015 учебный год урока Раздел Тема урока Количество часов

Планируемые результаты Предметные результаты обучения Учащийся должен уметь: показывать материки и части света; приводить примеры материковых, вулканических, коралловых островов; давать характеристику

Паспорт учебного проекта по географии Учебный проект «Загадочная Антарктида» Автор: Язовских Наталья Илларионовна, учитель географии МКОУ «Восточная средняя общеобразовательная школа» Частоозерского района

Еще в давние времена люди считали, что в южной полярной области лежит большая, никем не изведанная земля. О ней ходили легенды. Говорили всякое, но чаще всего о том, что богата она золотом и алмазами.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ГЕОГРАФИИ 10 КЛАСС НА 2016/2017учебный год сроки урок а план 1 Сент- 5.09 факт Раздел. Тема урока Введение. (1 час) Что изучает экономическая и социальная география

РАЗВИТИЕ ЭКОТУРИЗМА И РЕКРЕАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ИРАКСКОГО КУРДИСТАНА Абдулрахман Ю.О. Оренбургский государственный университет, г. Оренбург Экологический туризм имеет широкие перспективы развития, и в современном

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ГЕОГРАФИИ Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей: освоение знаний об основных географических понятиях, закономерностях

1 Пояснительная записка Рабочая программа по Географии материков и океанов 8а, 9в, 9б классов разработана на основе Примерной программы основного общего образования по Географии материков и океанов, соответствующей

Календарно-тематическое планирование Физическая география. Материки и океаны. 7 класс Название темы урока Содержание темы Характеристика видов учебной деятельности Дата п/п план факт примечание Раздел

Название курса: «Человек и океан» Название на английском языке: Ocean and Mankind Трудоемкость (объем в аудиторных часах) 24 ч (12 лекций). Форма отчетности зачет. Аннотация Курс посвящен изложению широкого

«Согласовано» Заместитель руководителя по УВР МКОУ «СОШ 1» / / ФИО 20 г. «Согласовано» Руководитель МКОУ «СОШ 1» / / ФИО Приказ от 20 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА Мартыновой Любови Сергеевны, 1 квалификационная

Министерство образования Республики Беларусь Белорусский государственный университет Географический факультет Демографические риски XXI века (к Международному дню народонаселения) Материалы III Межвузовской

Планируемые результаты освоения учебного предмета Рабочая программа составлена на основе требований Федерального Государственного образовательного стандарта нового поколения, примерной программы основного

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛИЦЕЙ 22 г. Орла РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя высшей квалификационной категории Шишковой Марины Альбертовны ПО ГЕОГРАФИИ 6 класс (базовый уровень) 2014-2015

Тематическое планирование по географии для 8 класса учитель Миронова С.А. урока Тема урока Количество часов Что изучает физическая география России (час) Что изучает физическая география России Наша Родина

География 6 класс Содержание раздела (темы) Планируемые результаты изучения раздела (темы) Раздел «Географическое познание нашей планеты» Что изучает география? Методы географии и значение науки в жизни

Страница: 1 ТЕСТ 25 Фамилия, имя Прочитай текст. Класс ОТКРЫТИЕ АНТАРКТИДЫ Ещё в давние времена люди считали, что в южной полярной области лежит большая, никем не изведанная земля. Отважные моряки отправлялись

Пояснительная записка Рабочая программа по географии составлена на основе программы География. 6- классы. / Сост. Сиротин В.И. - М., Просвещение, 2006. Данная программа составлена для обучающихся 7а

30.08.2016г. КЛАССИФИКАЦИЯ ЛИТЕРАТУРЫ НАУЧНОЙ БИБЛИОТЕКИ ФГБУ «ВНИИ ЭКОЛОГИИ» Разделы Наименование УДК 1 Научная литература 1700-1914гг. 1.1 Произведения классиков марксизма-ленинизма 1.2 Произведение

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 73» Рассмотрено на заседании МС Протокол 1 от 28 августа 2017г. Принято на заседании Педагогического совета Протокол

Материально-техническое обеспечение кабинета географии (20) Оборудование кабинета: А) п/п Наименование оборудования Количество (штук) 1. Ученические парты 13 2. Ученические стулья 26 3. Стол учителя 1

Егоров Иван

Ни одно место в мире не сравниться с этим изолированным континентом, где только снег и лед. Конечно же, речь идет об Антарктиде - потрясающем месте, где нет постоянных жителей, нет часовых поясов, где сосредоточено 90% всего мирового льда.

Представленный проект, выполненный шестиклассником, знакомит с этим удивительным материком.

Презентация состоит из 22 слайдов. Имеется сопроводительный текст. Материал можно использовать при прохождении темы о материках на уроках географии, а также для расширения кругозора.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Слайд 1 Проект по географии «Безмолвная Антарктида»

Слайд 2 Изучая по географии тему «Ледники» я захотел узнать больше о ледяном континенте – Антарктиде и ответить на вопросы

Слайд 3

Что это за материк?

Кто первым достиг берегов Антарктиды?

Есть ли растения и животные в Антарктиде?

Живут люди в Антарктиде?

Зачем нужно изучение и освоение Антарктиды?

Слайд 4 типология проекта

  1. информационный,
  2. межпредметный,
  3. краткосрочный,
  4. индивидуальный

слайд 5 Уже в далекие времена люди считали, что в южной полярной области лежит большая земля, богатая драгоценными камнями. О ней ходили легенды. Не раз отважные моряки отправлялись на поиски таинственной земли, но увидеть загадочный материк никому не удавалось

Слайд 6

Антарктида - уникальный материк. Единственный материк на Земле, где человек не живет постоянно.

  • Антарктида - уникальный континент. Он почти весь покрыт льдом, Средняя толщина ледового покрова Антарктиды превышает два километра.
  • Антарктида - самый холодный материк Земли. Температура зимних месяцев достигает минус 70 градусов.

Слайд 7 - 10

Открыли Антарктиду в 1820 году русские мореплаватели Беллинсгаузен и Лазарев.

Перед экспедицией поставили задачу как можно дальше проникнуть на юг, чтобы окончательно разрешить вопрос о существовании Южного материка.

В начале осени, при попутном ветре, корабли взяли курс через Атлантический океан к берегам Бразилии. С первых же дней плавания велись научные наблюдения, которые Беллинсгаузен и его помощники тщательно и подробно заносили в вахтенный журнал. Корабли пересекли экватор, и вскоре подошли к Бразилии и стали на якорь в городе Рио-де-Жанейро. Запасшись провизией и проверив хронометры, корабли покинули город, взяв курс на юг в неизвестные районы полярного океана.

В начале января 1820 года моряки открыли неизвестный остров, сплошь покрытый снегом и льдом. На другой день с корабля увидели еще два острова. Их также нанесли на карту, назвав именами участников экспедиции (Лескова и Завадовского). Остров Завадовского оказался действующим вулканом высотой более 350 м.

Открытую группу островов назвали в честь тогдашнего морского министра - островами Траверсе.

На судах, совершавших дальние плавания, люди обычно страдали от отсутствия свежей пресной воды. Во время этого плавания русские моряки изобрели способ получения пресной воды изо льда айсбергов.

Продвигаясь все дальше на юг, корабли вскоре снова встретили небольшую группу неизвестных скалистых островов, которые назвали островами Сретения. Затем экспедиция подошла к открытым английским исследователем Джемсом Куком Сандвичевым островам. Выяснилось, что Кук принял архипелаг за один большой остров. Эту ошибку русские моряки исправили на карте.

Всю группу открытых островов Беллинсгаузен назвал Южными Сандвичевыми островами.

В конце января 1820 года моряки увидели густой разбитый лед, простирающийся до горизонта. Решено обойти его, круто повернув на север.

Снова шлюпы прошли мимо Южных Сандвичевых островов. Беллинсгаузен и Лазарев не оставляли попыток пробиться к югу. Когда корабли попадали в сплошные льды, они то и дело поворачивали на север и поспешно выбирались из ледового плена.

27 января 1820 года корабли пересекли Южный полярный круг. 28 января Беллинсгаузен записал в своем дневнике: "Продолжая путь на юг, в полдень в широте 69°21"28", долготе 2°14"50" мы встретили льды, которые представлялись нам сквозь шедший снег в виде белых облаков".

Русские путешественники подошли менее чем на три километра к северо-восточному выступу того участка побережья Антарктиды, который через 110 лет увидели норвежские китобои и назвали Берегом Принцессы Марты.

С большим трудом пробились сквозь штормы их шлюпы "Восток" и "Мирный" к берегам нового материка, обошли вокруг него, открыли много островов. С открытием русскими исследователями Антарктики, началось интенсивное изучение береговой зоны континента, прилегающих к нему труднодоступных акваторий.

Это стало огромным открытием в географии Антарктиды.

Слайд 11

Растительный и животный мир Антарктиды представлен мхами, лишайниками, водорослями, бескрылыми насекомыми. Из птиц наиболее характерны пингвины, буревестники. В океане обитают тюлени, морские слоны и киты.

Слайд 12

Широкое исследование Антарктиды началось в 1957 - 1958 г. Центром российских исследователей является станция Молодёжная. Суровый климат Антарктиды препятствует её заселению.

В настоящее время в Антарктиде нет постоянного населения, здесь расположены несколько десятков научных станций разных стран мира, где живут ученые, которые изучают материк и его природу.

Слайд 13

В соответствии с конвенцией об Антарктике, вступившей в силу в1961 году, Антарктида не

принадлежит ни одному государству. Разрешена только научная деятельность. По

международному соглашению на её территории запрещено проводить мероприятия

военного характера. Это континент мира. Сейчас участниками договора являются 50 государств (с правом голоса) и десятки стран наблюдателей.

Слайды 14-18

Здесь представлены фотографии Антарктиды, раскрывающие ее природу.

Слайд 19 Зачем нужно изучение и освоение Антарктиды?

  • Это последнее место, где человечество сможет добывать полезные ископаемые Антарктида - это до 80 % мировых запасов пресной воды.
  • В Антарктиде изучаются воздействия космоса.
  • Определяют уровень солнечной активности
  • Увидеть и изучить микроорганизмы, жившие миллионы лет назад.
  • Отслеживать вулканическую активность по всей планете.
  • Испытания различных научных открытий, которые в будущем могут использовать для освоения и заселения Луны и Марса.

Слайд 20

Можно сделать вывод

  1. Данный проект позволил углубить и расширить знания о самом необычном материке Земли.
  2. Антарктида - самый холодный материк Земли и почти весь покрыт льдом
  3. Открыли Антарктиду в 1820 году русские мореплаватели.
  4. Растений почти нет, животные приспособлены для жизни в суровых условиях
  5. Это континент мира

Мы ещё мало знаем этот огромный ледяной континент. Что скрывается под его ледяной бронёй? Какие богатства скрываются на нем? На эти и многие другие вопросы предстоит ответить нам.

Использованная литература

  1. Я познаю мир. География. Детская энциклопедия. - М., АСТ-ЛТД, 1997.
  2. Атлас животного мира. – Лондон, Дорлинг Киндерсли, 1997.
  3. В стране снега и льда. Мир дикой природы. – М., Росмэн, 1997.

Ресурсы интернет

http://tropina.ucoz.ru/index/materiki_antarktida/0-8 сайт

http://ria.ru/spravka/20150128/1044301131.html сайт

http://www.oboznik.ru/wp-content/uploads/2013/04/16.jpg белл

http://img-fotki.yandex.ru/get/6314/66496967.1a/0_66031_c0479316_XL.jpg лазарев

http://ruskline.ru/images/2014/29180.jpg бел и лах на корабле

http://lemur59.ru/sites/default/files/images/1294070831_1-27-shljupy-mirnyjj-i-vostok.jpg шлюпы

Правительство России утвердило постановление, одной из главных целей которого является «обеспечение национальных интересов России в Антарктическом регионе».

Хотя официально эти интересы в основном ограничены научными исследованиями, на кону стоит гораздо большее - контроль над огромными запасами полезных ископаемых. Впрочем, на беспрепятственный доступ к ним России вряд ли стоит рассчитывать: слишком много конкурентов.

Земля семи столиц

Антарктический регион, о котором идет речь в постановлении российского правительства, представляет собой территории, расположенные к югу от 60-го градуса южной широты. В очерченные границы попадает южный бассейн Мирового океана (обычно этот сектор называют обобщающим термином Южный океан), однако наибольший интерес для государств традиционно представляла Антарктида. В отличие от всех остальных континентов, с момента своего открытия в 1820 году Антарктида по сути остается ничьей землей. Точнее, права на нее предъявили сразу семь стран, однако до сих пор их притязания остаются по большей части непризнанными.

Первооткрывателями Антарктиды считаются российские мореплаватели Фаддей Беллинсгаузен и Михаил Лазарев. 28 января участники возглавляемой ими экспедиции стали первыми людьми, увидевшими ледяной континент. Всего через два дня к берегам Антарктиды подошли суда в составе британской экспедиции под руководством Эдварда Брансфилда. Первыми же, кому довелось высадиться на континенте, предположительно, стали американские зверобои во главе с капитаном Джоном Дейвисом. В поисках тюленей 7 февраля 1821 года они причалили к берегу Западной Антарктиды, где провели около часа.

Самой первой о претензиях на земли в Антарктиде в 1908 году объявила Великобритания, которая провозгласила суверенитет над целым рядом островов, находящихся рядом с уже принадлежащими британской короне Фолклендами. Правда, тогда Лондон «забрал» лишь маленький кусочек Антарктиды, но позже, в 1917 году, Британской антарктической территорией был объявлен весь сектор континента (вплоть до Южного полюса), ограниченный 20-м и 80-м градусами западной долготы.

Претензии остальных стран на южный континент были оформлены аналогичным образом - в виде секторов. В 1923 году Лондон «присоединил» к подчинявшейся ему Новой Зеландии Территорию Росса - узкий участок Антарктиды между 150-м градусом восточной и 160-м градусом западной долготы. Его за британской короной еще в 1841 году застолбил мореплаватель Джеймс Кларк Росс, однако официально королевскими владениями земли были объявлены лишь 82 года спустя. Австралийская антарктическая территория, была передана метрополией своей бывшей колонии в 1933 году. Она заняла сектор между 44-м и 160-м градусами восточной долготы.

В 1924 году антарктической территорией - Землей Адели - обзавелась Франция, оформившая претензии на участок, который в 1840 году открыл путешественник Жюль Дюмон-Дюрвиль. Этот сектор был ограничен 136-м и 142-м градусами восточной долготы и вклинивался в в Австралийскую антарктическую территорию, с чем британцы согласились.

Еще одна антарктическая держава появилась в 1939 году - тогда сектор между 20-м градусом западной и 44-м градусом восточной долготы был объявлен принадлежащим Норвегии. Территория получила название Земля Королевы Мод - в честь супруги норвежского короля Хокона VII Мод Уэльской. Последними в 1940 и 1942 годах претензии на антарктические территории оформили Чили и Аргентина. При этом сегменты, указанные их властями, наложились не только друг на друга, но и на британский. Еще один участок, Земля Мэри Бэрд, расположенный между 90 и 160 градусами западной долготы, так и остался незанятым - официальные притязания на него не выдвинуло ни одно государство мира.

Антарктический договор

Ситуация, сложившаяся вокруг Антарктиды, с самого начала грозила крупным международным конфликтом. Заявки семи государств на антарктические территории ожидаемо вызвали возражения со стороны многих других стран - как тех, что также претендовали на кусок континента, так и других, которые предпочитали видеть Антарктиду нейтральной территорией. Неопределенность со статусом Антарктиды усложняла и научные изыскания: к середине XX века ученые активно использовали континент как уникальную исследовательскую площадку, и наличие национальных сегментов не способствовало международной кооперации.

Попытки прекратить раздел Антарктиды еще в конце 1940-х годов предпринимали США и Индия. Однако проводимые ими встречи и конференции никаких результатов не дали. Прогресса удалось достичь лишь в 1959 году, когда 12 государств подписали Антарктический договор - своего рода международный свод правил поведения на континенте. Помимо семерки стран - претендентов на территории в Антарктиде, подписи под документов поставили представители Бельгии, СССР, США, ЮАР и Японии. Все они на момент создания договора вели на континенте активные исследования. Сейчас число подписантов договора увеличилось до 50 стран, причем право голоса имеют только 22 из них - те, чьи исследователи наиболее активно участвуют в изучении Антарктиды.

Стержнем соглашения стал постулат о том, что Антарктика объявляется мирной зоной, где запрещено размещать любые военные базы, проводить маневры и испытывать оружие, в том числе атомное. Вместо этого регион должен был стать площадкой для масштабных научных исследований, результатами которых стороны могли свободно обмениваться.

Не менее важным стал и политический аспект документа: согласно его Шестой статье, он фактически замораживал все территориальные претензии на Антарктиду. С одной стороны, договор составлен таким образом, что попытки на его основе оспорить притязания того или иного участника попросту невозможны. С другой стороны, у «владельцев» антарктических территорий не появилось никаких инструментов для того, чтобы подтвердить свой суверенитет над этими участками. В результате это лишало аргументов оба лагеря - и тех, кто имел территориальные претензии в Антарктиде, и тех, кто был с ними не согласен. Одновременно договор устанавливал принцип свободного доступа его участников к любым территориям континента.

Полезные ископаемые

Устранив опасность политического конфликта, договор, тем не менее, оставил за рамками еще один не менее важный вопрос: доступ к полезным ископаемым. Как предполагают геологи, в Антарктиде существуют обширные залежи большого количества ресурсов: каменного угля, железной руды, меди, цинка, никеля, свинца и других полезных ископаемых. Однако наибольший интерес для большинства стран представляют запасы нефти и газа. Точные их объемы неизвестны, однако, по некоторым данным, в одном только регионе моря Росса (австралийский сектор) содержится около 50 миллиардов баррелей нефти и более 100 триллионов кубометров газа. Для сравнения российские резервы этих углеводородов составляют 74 миллиарда баррелей и 33 триллиона кубометров соответственно.

Попытку обсудить возможность добычи полезных ископаемых участники Антарктического договора предприняли в 1988 году, приняв соответствующую конвенцию. Однако документ так и не вступил в силу, а вместо него в 1991 году стороны подписали Мадридский протокол, вступивший в силу в 1998-м. Согласно этому документу, на территории Антарктики категорически запрещается добыча любых ископаемых. Правда, этот запрет не является бессрочным: текст протокола должен быть пересмотрен через 50 лет после его вступления в силу - в 2048 году. При этом в некоторых странах, претендующих на территории в Антарктиде, не исключают, что в итоге промышленное освоение континента может быть разрешено. Кроме того, есть вероятность, что кто-то из участников протокола просто откажется от участия в нем.

Очевидно, что подобные сценарии дают повод для беспокойства, в особенности - тем странам, которые считают Антарктиду своей. На практике это привело к тому, что в ходе исполнения положений Конвенции ООН по морскому праву (UNCLOS), вступившей в силу в 1994 году, возник нешуточный конфликт в связи с необходимостью определить границы континентальных шельфов. На антарктический шельф тут же нашлись претенденты из числа «владельцев» континентов. С другой стороны, Антарктический договор прямо запрещает его участникам наращивать свои владения.

Однако выход был найден. Три страны - Австралия, Аргентина и Норвегия - указали координаты предполагаемых шельфовых владений в Антарктике, однако попросили ООН не рассматривать их статус до разрешения территориального спора. Еще три страны - Новая Зеландия, Франция и Великобритания - просто зарезервировали за собой право подать соответствующий запрос позже. Единственным государством из семерки, которое пока никак не обозначило свою позицию, стало Чили.

Подача «антарктических» заявок вызвала поток возражений. Естественно, спорить между собой начали Великобритания и Аргентина, которые претендуют на одни и те же территории (а помимо Антарктиды они пытаются оспорить друг у друга Фолкленды и другие острова в Южной Атлантике). Представители России, США, Японии, Нидерландов, Индии и других стран подали заявления о необходимости сохранить «ничейный» статус Антарктиды.

Равные шансы

Вести открытые разговоры о добыче полезных ископаемых в Антарктиде пока что мало кто решается. Между тем вокруг ледяного континента очевидно нарастает нервозность: практически любое телодвижение какой бы то ни было страны в его сторону сразу же воспринимается контрагентами как попытка оттеснить «законных» владельцев.

Фото: Алексей Никольский / РИА Новости

Например, в докладе Института международной политики имени Лоуи (Lowy Institute for International Policy, документ .pdf), подготовленном в 2011 году для австралийских властей, действия Кремля описываются как самая настоящая экономическая экспансия. «В правительственном распоряжении от 2010 года об антарктической стратегии до 2020 года безапелляционно говорится о значении антарктических ресурсов для энергетической и экономической безопасности России, - пишут авторы доклада. - В качестве приоритетных целей государственной политики в нем упоминаются комплексное исследование, посвященное минеральным и углеводородным ископаемым, а также развитие "прогрессивной" стратегии, рассчитанной на обсуждение ситуации после 2048 года».

С одной стороны, речь в стратегии идет всего лишь о «геолого-геофизических исследованиях, которые позволяют осуществлять необходимые прогнозные оценки минерального и углеводородного потенциала Антарктики». Иными словами, авторы программы предлагают не добывать топливо, а только исследовать его. Однако с другой стороны, вряд ли предпосылкой для подобных исследований служит чисто научный интерес. В особенности, если «комплексное изучение минеральных, углеводородных и других видов природных ресурсов Антарктики» призвано способствовать «укреплению экономического потенциала России».

В сходном ключе австралийцы оценивают и деятельность китайцев, целью которых называется «оценка потенциала ресурсов и методов их использования». Автор доклада чуть ли не обвиняет Пекин в имперских амбициях: по его словам, на одной из китайских полярных станций «висит знак "Добро пожаловать в Китай", что свидетельствует о стремлении к обособлению и отказе признать претензии Австралии».

Очевидно, что в преддверии истечения моратория на добычу полезных ископаемых нервозность вокруг Антарктики будет только усиливаться. При этом вероятность того, что в условиях мирового энергетического дефицита запрет на разведку и добычу углеводородов будет действовать вечно, не очень велика. Не исключено, что для предотвращения полномасштабных конфронтаций будет подписано новое соглашение, регулирующее порядок работы в Антарктиде и на ее шельфе. И у России, скорее всего, в этом разделе будет не больше аргументов, чем у любой другой страны.

Валентин Маков



error: Контент защищен !!