Лексическая тема грибы, ягоды, лес. Грибы в детском питании

Любовь Гюльзадян
Занятие в группе раннего возраста «Грибы. Ягоды»

Задачи : Закрепить знания о грибах и ягодах , особенностях внешнего вида, местах произрастания. Активизировать словарный запас по теме. Развивать внимание, мышление, зрительное восприятие. Развитие общей и мелкой моторики, согласование речи с движением. Воспитывать бережное отношение к окружающей среде. Развивать познавательный интерес.

Материал : мяч, иллюстрации с изображением и плоскостные грибов и ягод , корзинки.

Ход занятия

Воспитатель приглашает отгадать загадки :

У девчонки – тонконожки

Ярко-красные серёжки.

Под листочек загляни-ка,

Там краснеет ….(земляника)

Отлично. Вы отгадали загадку. Сегодня мы с вами поговорим о грибах и лесных ягодах , о том, что дарит нам лес осенью.

Воспитатель рассыпает на ковре плоскостные изображения грибов и ягод и предлагает детям сесть на ковер, представив, что это лесная полянка.

Мы с друзьями в лес пойдем,

Ягоды , грибы найдем .

Их в корзинки соберем

И домой их принесем.

Перед вами картинки с изображением грибов и ягод . Ответьте, пожалуйста, на мои вопросы и возьмите одну картинку.

Зачем ты пойдешь в лес?

Что у тебя в корзине?

Что ты принесла из леса?

Какую ягоду ты собрал ?

Что висело на кустике?

Молодцы. Вы правильно ответили на мои вопросы и выбрали картинки и мы можем перейти к следующей игре.

Пальчиковая гимнастика «За грибами » .

Топ-топ. Пять шагов, в туесочке пять грибов .

Мухомор красный – гриб опасный .

А второй – лисичка, рыжая сестричка

Третий гриб – волнушка , розовое ушко.

А четвертый гриб – сморчок , бородатый толстячок.

Пятый гриб – белый , ешь его смело.

Игра с мячом «Что делают?» (обогащение речи детей глаголами)

Что можно делать с грибами и ягодами ? (искать, собирать, перебирать, срезать, мыть, чистить, варить, сушить, жарить, мариновать, заготавливать, найти, сорвать)

Зрительное упражнение «По ягоды »

Справа зреет земляника,

Слева – сладкая черника,

Справа красная брусника, движения глазами влево - вправо

Слева спеет голубика

Ягоды все соберем сомкнуть веки обоих глаз на 3-5 секунд,

Отдохнем, домой пойдем. повторить 6-8 раз.

Игра : «Разложи по корзинкам грибы и ягоды »

Давайте разберем по корзинкам грибы и ягоды .

Дети выполняют задание

Вот и подошло наше путешествие в лес к концу. Где мы с вами были? Что мы видели? Что делали?

Итог занятия .

Вряд ли вы над этим задумывались когда-либо, но грибы и ягоды, столь привычные в летний период, можно назвать самыми непонятными из продуктов питания. Вы все еще считаете, что ягоды - это сплошные витамины, а грибы съедобны все, кроме ядовитых? Вот вам и народные заблуждения.

Ягоды - «джеймсы бонды» природного царства

Летом мы иногда через силу стараемся съесть как можно больше свежих ягод, пытаясь зарядиться витаминами на год вперед. Если вы сейчас стоите, то сядьте: ягоды ценятся вовсе не витаминами. Природа создала ягоды скорее как лекарство, а не еду. Кстати, в древние времена прекрасно знали об этом и пользовались лечебными свойствами ягод на всю катушку. Мы же в лучшем случае делим ягоды на кислые и сладкие, любимые и не очень.

Ягоды - это концентрат биологически активных веществ: минералы, антиоксиданты, пектины, полезные кислоты. Они значительно уступают фруктам по разнообразию витаминов: в ягодах много витамина С, остальные представлены в ограниченном количестве. Основная ценность ягод в другом: каждый вид как будто специально создан для борьбы с определенным недугом. Вещества в отдельной ягоде подобраны с умом, одно дополняет и усиливает другое. В отличие от грибов ягоды не накапливают различные вредности из атмосферы (тяжелые металлы, радиоактивные вещества), они прекрасно сохраняют свои свойства при сушке, заморозке или правильной консервации.

В ягодах очень много кислот, поэтому не стоит употреблять их на голодный желудок.

Известно, что любые плоды для максимальной пользы должны созреть сами под солнышком. Поэтому с осторожностью отнеситесь к ягодам из южных республик или других областей. В 99% случаев они собраны незрелыми и дозревали по дороге, иногда и принудительно (под воздействием химии).

Чем богаты ягоды?

Железо, марганец, медь, цинк, калий, пектины, кислоты. Витамин С, фолиевая кислота, биофлавоноиды.

Биофлавоноиды - это витамин Р, в землянике он царствует почти в одиночестве, зато в большом количестве. Однако в научном мире биофлавониды не относятся к витаминам. Это биологически активное вещество помогает сохранению витамина С. До сих пор не доказано, что витамин Р так уж нужен человеку. Но пусть будет. Земляника, благодаря минеральному комплексу, хорошо помогает при анемии. Настой из ягод и листьев обладает мочегонным действием. В 100 г земляники содержится полторы дневных норм витамина С и дневная норма легкоусвояемого кальция! Это важно. Если вы планируете ребенка - земляника в помощь.

Противопоказания : аллергия. Лекарственные формы земляники противопоказаны при беременности.

Железо (количество легкоусвояемого железа в 2,5 раза больше, чем в мясе), марганец, магний, калий, витамин С, дубильные вещества, органические кислоты

Чернику называют королевой лесов, это одна из самых ценных ягод. Про железо мы уже поняли, а еще в чернике содержится основной зрительный пигмент, благодаря ему (в совокупности с минералами), эта ягода повышает остроту зрения. Черника выводит холестерин, предупреждает образование тромбов, снижает сахар в крови. Она является естественным антибиотиком, поэтому помогает при воспалениях ЖКТ, горла и десен.

Противопоказания : склонность к запорам (особенно у детей), аллергия.

Салициловая кислота, калий, кальций, железо, каротин, витамины В1 и В2. Самое большое количество клетчатки, фолиевая кислота.

Все мы знаем малину как серьезного конкурента жаропонижающим средствам, ведь она тоже содержит салициловую кислоту. Витамина С в ней маловато, зато много фруктовых сахаров. В листьях малины содержатся вещества, стимулирующие гладкую мускулатуру кишечника, матки.

Противопоказания : детям при простуде не следует давать концентрированные дозы малиновых чаев. При обильном потоотделении возможно обезвоживание.

Калий, магний, кальций, фосфор, железо, йод, фтор, хром. Богата витамином А (каротин), так же содержит витамины С, В1 и В2.

Черешня - это мощная метла для организма, она чистит на своем пути буквально все: желудок, кишечник, печень. Снимает отеки, укрепляет сосуды. Очень полезна для сердечников. Если соединить все нужные качества, окажется, что черешня - идеальная ягода для беременных. Как известно, при беременности возникают и физиологическая анемия, и малокровие, и отеки, и склонность к запорам.

Противопоказания : склонность к диареям.

Железо, медь, магний, калий, фолиевая кислота, витамины С, В2 и В6.

Вишней лечат малокровие, болезни нервной системы, она снижает давление и является отличным антиоксидантом, а так же обезболивающим средством при сердечных недугах.

Противопоказания : в вишне много синильной кислоты. При переедании возможно отравление.

В 100 г черной смородины - более трех дневных норм витамина С, треть нормы витаминов В1 и В2. Пектин, фолиевая кислота, магний, калий, железо, фосфор, эфирные масла.

В красной и белой смородине мало витаминов, зато очень много пектина. Черная смородина намного полезнее своих красных и белых родственниц. Она является сильным антиоксидантом, выводя из организма токсины и тяжелые металлы. Смородина лечит сердце и сосуды, нервные заболевания. При сильных головных болях (мигренях) попробуйте выпить пару кружек морса из смородины, у вас в морозилке наверняка завалялись ее дачные излишки. Название «смородина» происходит от древнерусского слова «смородить» - источать приятный запах. Не путайте со «смердить» - смердами высокие бояре называли людей из черни.

Противопоказания : язва желудка, повышенная кислотность, выделение солей оксалатов с мочой, пищевая аллергия. Красная и белая смородина противопоказаний не имеют, кроме индивидуальной непереносимости.

Марганец, цинк, калий, кальций, медь, кобальт, молибден, фосфор, фтор и йод, каротин. Витамина С в клубнике больше, чем в лимоне.

Клубника, как и другие ягоды, укрепляет сосуды, очищает организм и повышает иммунитет в целом, ведь в ней содержится целый букет минералов+ударная доза витамина С. Чем темнее ягода, тем больше в ней активных веществ. К сожалению, в этом году клубнику испортили дожди, почти вся она - кислая. Врачи не рекомендуют покупать привозную (или импортную) клубнику: это самая капризная скоропортящаяся ягода. Скорее всего, ее собрали незрелой и «довели до ума» химикатами. Цинк, содержащийся в клубнике, повышает либидо. Но свой непристойный смысл «клубничка» получила вовсе не из-за этого, а с легкой руки Н.В. Гоголя и его «Мертвых душ», приписавшему одному из героев фразу «попользоваться насчет клубнички».

Противопоказания : пищевая аллергия.

Калий, железо, марганец, фосфор, кальций, йод, бор, витамин С, пектины, органические кислоты.

Принято считать, что клюква полезна, прежде всего, витамином С. Это не совсем так. Клюква содержит сразу несколько активных веществ с мощным биологическим действием. Это и урсуловая кислота, обладающая заживляющим действием, она предупреждает образование камней - и выгоняет камни. И кверцитин, предотвращающий появление рака - и лечащий рак. Одним из наиболее сильных элементов в клюкве является полифенол (разновидность растительного антиоксиданта). Клюква лечит хронические воспалительные заболевания, укрепляет иммунитет, выводит излишек солей оксалатов. Органические кислоты борются с болезнетворными бактериями (стафилококк, кишечная палочка).

Противопоказания : язва, гастрит с повышенной кислотностью, пищевая аллергия.

Единственная ягода, которую можно назвать именно кладезем витаминов!

В ней содержатся витамины С, А, В1, B2, В4, B6, В8, Вс, К, Р, PP, Е, F. Органические кислоты: яблочная, винная, щавелевая, янтарная.

Доказано, что облепиха повышает сопротивляемость организма инфекциям, обладает бактерицидным действием, уничтожая болезнетворные бактерии. Облепиха оздоравливает кожу, ускоряет рост волос, гонит прочь токсины, восстанавливает силы после болезни и во всю мощь укрепляет иммунитет.

Противопоказания : повышенная кислотность, выделения солей оксалатов в моче, болезни печени и желчного пузыря.

Большое количество сахаров (до 10%), витамин C, каротин, калий и марганец, органические кислоты: лимонная, яблочная, щавелевая, бензойная, уксусная и др. До 30% жирного масла, содержащего незаменимые линолевую и линоленовую кислоты.

В её составе более 80 соединений, поэтому брусникой лечат почти всё. Вот так - коротко и ясно.

Противопоказания : если брусники съесть больше меры, возможны тошнота и рвота.

Рябина черноплодная

Витамины С и Р, йод, пектины, фолиевая кислота, бор, медь, марганец, молибден.

Укрепляет сосуды, понижает давление. Благодаря огромному количеству йода, лечит болезни щитовидки, поражения головного мозга.

Противопоказания : повышенная свертываемость крови, особенно флебит и тромбофлебит.

Рябина красная

Глюкоза, фруктоза, органические кислоты, дубильные вещества, витамин С, каротин.

Рябина нормализует давление, восстанавливает поджелудку и селезенку - в результате они вырабатывают достаточное количество антибактерицидных веществ, что позволяет избавиться от простудных заболеваний и многих воспалительных процессов. Рябина заживляет раны, лечит желудок, кишечник и печень, помогает при маточных кровотечениях.

Противопоказания : традиционно считается, что рябина противопоказана во время беременности. Что интересно, с давних времен сок и отвар из рябины принимали как противозачаточное средство.

Витамин С (в 30-40 раз больше, чем в лимоне), витамин Р, каротиноиды, флавоноиды, эфирное масло, сахара, калий, натрий, кальций, железо, марганец, фосфор, магний, медь, цинк, хром, молибден, кобальт.

Шиповник стабилизирует сахар в крови, укрепляет сосуды, помогает при железодефицитных анемиях, острых инфекциях, кровоизлияниях, сердечных болезнях, гипертонии. Сок, отвар, сироп из шиповника называют самым мощным иммуномодулятором.

Противопоказания : тромбозы, тромбофлебит, недостаточность кровообращения.

Пектины, клетчатка, органические кислоты, кальций, железо, калий, витамины: C, P, каротин.

Крыжовник оздоравливает кишечник, уменьшает отеки. Улучшает обмен веществ, полезен аллергикам, т.к. помогает при кожных сыпях. Выводит соли тяжелых металлов, радиацию.

Противопоказания : язва желудка, энтерит, колит, диарея.

Ягоды детям: когда вводить, что и сколько

Мамы деток раннего возраста (от 0 до трех лет), которым посчастливилось вывезти ребенка за город на весь летний период, знают: дача - это не только веселый отдых. Это еще и давление со стороны родственников по поводу немедленного введения в рацион ребенка тонны ягод, центнера зелени и ста кило овощей. Отбиться сложно, ведь аргументы выдвигаются значительные: витамины - это польза. Чем больше пользы, тем лучше - желательно, тарелками…

То, что у взрослых переваривается влет, у маленьких детей накапливается, не расщепляется и забивает кишечник. В ягодах самые сложные части для переваривания - это оболочка и косточки. Вот вы успеваете ощущать во рту косточки смородины или малины? Вряд ли. А дети, особенно дети до года - очень даже. Начинают ягодный прикорм не ранее полугода. Лучшие ягоды для начала - это черная смородина, черника (в том случае, если ребенок не страдает запорами) и малина. Норма ввода: от кончика чайной ложки. Помните: ягоды - это биологически активный продукт. Они не безобидны, а некоторые могут быть не безвредны, по своему действию они гораздо сильнее фруктов. Если вы накормили ребенка ягодами, фрукты в этот день лучше не давать. За две недели норма ягод доводится до 30-40 г. Норма ягод в годик - не более 80-100 гр. 150 г - это норма трехлетнего ребенка. А у нас как получается?..

Что нужно обязательно ограничить: клубнику, вишню и черешню. За один прием ребенок до двух лет не должен съедать более трех-пяти ягод. Черешня вызывает вздутие живота, она слишком напористо ведет себя в организме. Вишня богата синильной кислотой и в больших дозах может вызвать отравление, а в клубнике много вещества, вызывающего аллергию даже у неаллергиков. Красные ягоды более активны, чем черные, они и сложнее перевариваются. Ребенку-аллергику можно предложить компот или сок из ягод (разведенный водой), как правило, ягоды без косточек, а также прошедшие термическую обработку - малоаллергичны. Самые неаллергичные ягоды: крыжовник, красная и белая смородина. Да - как ни странно, и красная тоже.

Ягоды для ребенка до года обязательно нужно превращать в пюре. Или давите каждую ягодку пальцами. Иначе потом обнаружите в памперсе весь продукт целиком. Детям с аллергией противопоказаны красные ягоды, а детям с проблемами в пищеварительном тракте - любые. Мелкие ягодные косточки, увы, в случае слабого кишечника навредят ему еще больше. В ягодах содержится очень много кислот и сахаров, сахара вызывают брожение в кишечнике, поэтому синдромы отравления могут проявиться при переедании любыми ягодами. Особенно незрелыми. Если ребенок бесконтрольно срывает ягодки с куста, он может весьма перебрать незрелых, отравление зелеными ягодами приводит, к сожалению, даже к летальному исходу.

Ягоды прекрасно сочетаются с кисломолочными продуктами, но добавлять их нужно сразу перед подачей, иначе кислоты вступят с кисломолочными бактериями в неравную борьбу. И не добавляйте сахар! В ягодах и так содержится огромное количество глюкозы и фруктозы, добавляя сахар, вы даете «добро» мощному удару по кишечнику. Если ребенок отказывается есть кислые ягоды - задумаетесь, не работает ли в этом случае любимая поговорка всех бабушек мира: «ребенок знает, что ему нужно». Возможно, ребенок подсознательно чувствует, что кислые ягоды ему только навредят. Тем более что вариантов всегда много - тот же крыжовник, черника, малина. Ребенку совсем необязательно впихивать в себя весь урожайный максимум. Ягоды могут стать причиной кишечных инфекций и у совершенно здорового ребенка, если употреблять их недостаточно промытыми.

Ну, вы и понаписали страстей! - скажут некоторые читатели. Прям, не ягоды, а невесть что. Вернемся к началу статьи: ягоды - это природные лекари. Знаете ли вы, что: зрелые плоды смородины содержат более 700 необходимых человеку биологически активных веществ. В бруснике, как уже было написано, более 80-ти различных соединений. Какой еще продукт может похвастаться столь удивительным составом? Уже из этого следует, что ягодами не нужно объедаться до отвала, для максимальной пользы достаточно небольшого количества. Взрослому человеку не придет в голову съесть 10 лимонов подряд - а почему, ведь сплошная польза? Кисло, передоз витамина С тоже не полезен… на детей раннего возраста ягодный излишек (более горстки) действует точно так же.

Отрывок из статьи Дмитрия Быкова для журнала «Огонек».

«Грибов не собирают почти нигде в мире. Их считают вредными и боятся. Только в России процветает грибной спорт. Даже русские памятники имеют такой вид, как будто они ищут грибы.

-- Где грибы? - как бы спрашивает Пушкин, в задумчивости бродя по лесу.

-- Да вот же гриб! - радостно восклицает Юрий Долгорукий, указывая рукою на воображаемый подберезовик.

-- Ай-яй-яй, совсем нет грибов, - грустит Гоголь во дворе своего дома-музея.

Грибы в России любят, и не только такие, от которых становится весело. Их как раз любит меньшинство населения, потому что большинству весело от водки, лучшей закуской к которой служат маринованные нормальные грибы. Большинство собирает сыроежки, подберезовики, подосиновики, которыми - я сам видел - по необразованности брезгуют жители США, Канады и Великобритании. На моих глазах коренная американка отмахивалась от огромного груздя, который я сорвал в Новой Англии.

- Что вы хотите с этим делать?! - спрашивала она.

- Что, что... Засолим да и съедим. Их же вон сколько.

- Это опасно! Они впитывают всю грязь окружающей среды!

Только теперь я понял, что мы, русские, делаем примерно то же самое. У нас теперь и ядерные отходы будут прятать, свозя их со всего мира. И вообще все опасности этой самой окружающей среды - от бандитского капитализма до научного коммунизма -- почему-то лучше всего прививаются именно у нас. Мы все в каком-то смысле грибы, поэтому мы с грибами так любим друг друга. Покойный Сергей Курехин так любил грибы, что даже Ленина считал одним из них, - и все поверили. Это потому, что все любят Ленина. С грибом плохую вещь не сравнят. Гриб удивительно неприхотлив. Все, что плохо для остальных видов живого, хорошо для гриба. Это тоже роднит его с русским человеком, для которого здорово все то, что немцу смерть. Грибу хорошо, когда сыро, но растет он и тогда, когда сухо. Высокая трава в лесу - отлично, низкая - замечательно. Дождливое и холодное лето - растем, жаркое - тем более растем, как в парнике».

Грибы - это потребители. В них не содержится хлорофилл, поэтому они ничего не производят, а только потребляют. Например, грибница впитывает полезные вещества из почвы и лечит ими деревья. Грибы называют растительным мясом из-за высокого содержания в них белка, но белок прячется за хитином - веществом, из которого сделан панцирь раков и жуков. Из-за него грибы считаются тяжелой пищей - попробуйте-ка переварить панцирь. Благодаря хитину, большой процент питательных веществ, содержащихся в грибах, оказывается не у дел.

Известно, что грибы впитывают в себя огромное количество токсичных веществ. К примеру, радиоактивный цезий, кадмий, ртуть, свинец. Поэтому ни в коем случае нельзя собирать грибы вдоль дорог или в промышленных зонах.

Самые благородные грибы - это белый гриб, лисички и рыжики, подосиновики, подберезовики, грузди. Менее полезны сыроежка, опята, моховик. Грибы содержат витамины B1, В2, Д, РР, А, С; ферменты (амилаза, липаза и др.), в них много фосфора (как в рыбе), кальция и калия. Грибы богаты экстрактивными и ароматическими веществами, их неповторимый аромат и вкусовые качества являются причинами всенародной любви.

Вернемся к хитину. Пищеварительный сок не в состоянии расщепить его, поэтому грибы следует как можно мельче резать, а то и превращать в порошок. Любителям блюд из целых грибов (например, из грибных шляпок делают салаты и «шашлыки») следует призадуматься: польза от такого блюда не больше, чем от жевания камней. Похожий труд для желудка. Все лесные грибы нужно обязательно вымачивать или варить не меньше часа, желательно - в двух водах (воду после закипания слить, залить свежую). Культивируемые грибы (выращиваемые в теплицах) отваривают до мягкости, а некоторые (шампиньоны, вешенка) употребляются в пищу сырыми. Грибы считаются готовыми, когда они оседают на дно кастрюли. При варке обязательно снимайте пену.

Формат статьи не позволяет остановиться на каждом грибе подробнее, поэтому развенчаем хотя бы мифы. Пожалуй, никакой другой продукт не овеян столь оглушительным количеством домыслов, как грибы. Чего только не придумает наш человек, чтобы у него не отобрали исконно русскую страсть.

МИФЫ И ПРАВДА о грибах

1. Грибы нужны в рационе, потому что на Руси их издревле собирали и ели всегда.

Современному человеку совсем не идут высказывания про «еду наших бабушек». Наши предки жили в экологически чистое время. Ягоды и грибы еще не были отравлены отходами производств в полной мере. В древней Руси крестьяне работали до семи потов, такая работа подразумевала огромные затраты энергии, поэтому организм был способен переварить тяжелую пищу. Нашу жизнь не назовешь изнуряющей, организмы нынче пошли нежные в большей степени. Грибы издревле не варили и не жарили, их заготавливали сырыми, т.о. грибы сохраняли все питательные вещества. В наше время грибы (из-за плохой экологии) приходится отваривать, при температуре 100 градусов уничтожается практически вся польза.

2. Чтобы обезопасить сомнительные грибы, их надо предварительно заморозить.

Минус 18 — недостаточно низкая температура, чтобы прекратить жизнедеятельность патогенных микробов и грибков. В морозильнике грибы продолжают накапливать токсические вещества. Более или менее надежный способ — варка. Все это подходит для съедобных грибов: если в куче завалялась бледная поганка, ее невозможно выварить или заморозить. Ее яд считается самым сильным растительным ядом в природе.

3. Грибы можно различить по запаху.

Та же бледная поганка не пахнет ничем.

4. Насекомые не едят ядовитые грибы.

Весьма охотно, особенно слизни.

5. Головка лука или чеснока, положенная в кастрюлю, побуреет из-за присутствия хоть одного ядовитого гриба, а серебряная ложка - потемнеет.

На самом деле побурение лука и чеснока происходит под действием фермента тирозиназы, который имеется и в съедобных и в ядовитых грибах. Потемнение серебра происходит под действием аминокислот, содержащих серу, которая тоже есть во всех грибах.

6. Опасны только несъедобные грибы.

Любые, даже съедобные грибы содержат несколько опасных токсических элементов. В съедобных грибах обнаружены в микродозах яды, определенное количество которых смертельно, - щавелевая, синильная, гельвеловая кислоты, мышьяк. Не собирайте грибы в очень жаркую погоду, из-за жары больше половины съедобных грибов становятся ядовитыми.

7. Если в первые сутки после грибного обеда ничего страшного не случилось, значит, все в порядке.

Убийственные свойства токсины приобретают, претерпевая различные изменения в печени, и отравление развивается через 6-35 часов после грибного обеда.

8. При отравлении грибами достаточно выпить ударную дозу сорбента.

Отравление грибами никогда не проходит само по себе, поэтому, оказав первую помощь, немедленно вызывайте "скорую". Помните, что детские отравления съедобными грибами всегда протекают очень тяжело, с осложнениями. Легких случаев не бывает!

9. Если мы, родители, чувствуем себя прекрасно, значит, в недомогании ребенка виноваты не грибы.

Дозы токсинов, которые взрослому организму не причиняют особого вреда, для детей могут стать роковыми.

Где покупать?

На специализированных рынках. Там есть лаборатории ветеринарно-санитарной экспертизы, где проверяют, в норме ли радиационное излучение. Сегодня в Екатеринбурге действует несколько таких рынков: Шарташский, Уралмашевский и Омега. Маловато для большого города - нет информации по новым рынкам, а ведь их хотели вскорости возвести. Лучше всего брать грибочки и ягоды из непромышленных районов. Не стоит покупать те, которые собрали в Каменском, Асбестовском районах и по Первоуральскому тракту.

Грибы детям. А надо ли?..

Прочитав все вышеизложенное, вопросом «нужны ли грибы детям» могут все еще задаваться только отъявленные оптимисты. Нет, не нужны. Человек ценит грибы, прежде всего, за вкусовые качества и аромат. Питательные вещества - не уникальны, они легко заменяемы, а ценный белок не так-то просто добыть. До 12-14 лет ребенок не в состоянии переварить хитиновую оболочку, с ней не всякий взрослый-то справиться.

Каждое лето и осень в детские реанимационные отделения токсикологии привозят детей с тяжелейшими отравлениями грибами - добропорядочными съедобными грибами, собранными и приготовленными по всем правилам. Взрослым - ничего, а дети корчатся в муках на больничной койке. Наиболее тяжелы отравления летними грибами. На втором месте по степени опасности - грибы осенние. Предлагая ребенку грибницу или грибочки из банки, задайте себе простой вопрос: зачем ему это есть? Для разнообразия? Потому что бабушка велит? Собирала, мучилась… Сбор грибов гарантирует острые ощущения, грибник сродни охотнику. Не столь важен результат, сколько эмоции: азарт, радость от обнаружения спрятавшейся грибницы. Будем честными: грибы собирают в большей степени из-за причин чисто психологических: хочется. Увлекает. Дети тут совершенно не при чем.

По статистике: из 100 отравившихся грибами детей 5-6 гибнут, а 25-30 становятся инвалидами на всю жизнь.

Никогда не давайте ребенку консервированных домашним способом грибов, даже если вы собирали их сами и абсолютно уверены в их безопасности.

Детский организм не может справиться с токсинами, содержащимися в некоторых грибах, а также не имеет достаточного количества пищевых ферментов, чтобы полноценно переработать даже полезные грибы.

После трех лет можно изредка предлагать ребенку малое количество грибов, выращенных культивированным способом (вешенка, шампиньоны), но исключительно в виде пасты и в сочетании с овощами, это облегчит их усвоение. Детям, имеющим какие-то проблемы с ЖКТ или склонность к аллергиям, грибы не вводятся в рацион вообще.

Фотомодели:

1. Алиса (1г 8 мес., мама Ле) и Маша (1 год 8 мес., мама

Татьяна Бережняк
Консультация для родителей «Как беседовать с детьми о грибах»

Грибы-особый вид растений . При рассматривании строения грибов ,дети узнали новое слово "грибница ". Эти знания помогут детям правильно собирать грибы , не нанося им вреда.

Большое внимание нужно уделять правилам безопасного поведения в природе. Пожалуйста, объясните детям еще раз, что собирать можно только знакомые грибы . Неизвестные грибы нужно сначала показать взрослым, только потом класть в лукошко. Для детей должно стать непреложным правилом, что нельзя пробовать на вкус ничего, что мы находим в лесу-грибы , ягоды, растения.

Детям также нужно знать, что есть еще грибы , не такие, которые растут в лесу под деревьями. Это грибы плесневый , кефирный, дрожжевой. Их люди заставили работать на себя, приготовляя с их помощью лекарства, вкусный и полезный кефир, а также дрожжи, без которых невозможно было бы испечь хлеб.

Рекомендую Вам побеседовать с детьми о том :"Где растут грибы ? Какие грибы они знают ? Какие из названных грибов съедобные , а какие несъедобные? Что можно приготовить из грибов ?"

Как называются грибы , которые растут под березой, под осиной, на пеньках; грибы рыжего цвета (рыжики, лисички) ; грибы с круглыми , волнистыми шляпками (волнушки) ; грибы с маслянистыми шляпками (маслята) ; грибы , название которых похоже на лесного зверя (лисички, на домашнее животное (свинушки) ; грибы , которые, согласно их названию, можно есть сырыми (сыроежки) ; грибы , которыми морят мух; нехорошие или "поганые" грибы ?

Если во время прогулки по лесу или парку вы увидите грибы , еще раз обратите на них внимание детей, вместе с детьми вспомните их названия, рассмотрите строение съедобных грибов .

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Грибы» Наступил очередной грибной сезон. Из укромных мест извлечены корзины и походная одежда. Сбор грибов - занятие, таящее в себе определённый.

Консультация для родителей «Девочка и семья» ГБОУ Гимназия № 1404 "Гамма" Консультация для родителей. Тема: «Девочка и семья». Составила: Слесарева М. А. Семья - первая среда полоролевой.

Консультация для родителей. Тема: «Как укрепить иммунитет ребенка весной» КАК УКРЕПИТЬ ИММУНИТЕТ РЕБЕНКА ВЕСНОЙ К концу зимы у всех людей наблюдается истощение организма из-за нехватки солнца, витаминов и питательных.

Консультация для родителей. Тема: Логопедическая работа с детьми раннего возраста Для пропедевтики нарушений раннего речевого развития и рационального построения системы коррекционно-логопедической работы с детьми, необходимо.

Консультация для родителей Тема: Помощь родителям в период «кризиса трёх лет». Кризис - важный Консультация для родителей Тема: Помощь родителям в период «кризиса трёх лет». Кризис – важный этап в психологическом развитии ребёнка,.

Консультация для родителей Тема: «Пришли мне чтения доброго». Чтение – это окно в мир познания. Хорошее чтение является залогом успешного обучения ребёнка по всем предметам. Вечер, вся семья в сборе.

Консультация для родителей Тема: «Развиваем самостоятельность у детей» Самостоятельность - ценное качество, необходимое в жизни. Самостоятельность воспитывается с раннего возраста. Дети по своей природе активны.

Консультация для родителей Тема: «Экологической тропою» ГБОУ Гимназия № 1404 ГАММА Консультация для родителей Тема: «Экологической тропою» Воспитатель: Клакевич Татьяна Викторовна.

Цель: Ознакомление детей с грибами, ягодами (как выглядят, каковы их свойства и чем отличаются), уточнение условий необходимых для роста и развития грибов, ягод, польза и значение в жизни человека и животных, обогащение словарного запаса.

Задачи:
1. формировать бережное отношение к природе;
2. продолжать знакомить с особенностями внешнего вида грибов, ягод и месте их произрастания;
3. учить быть осторожными с неизвестными объектами, воспитывать бережное отношение к природе;
4. учить детей внимательно слушать и отвечать на вопросы воспитателя, побуждать детей к участию в беседе и к связным высказываниям;
5. учить детей правильно называть предметы, их качества, цвет, называть величину (большой- маленький), учить образовывать существительные с помощью суффиксов;
6. закрепить представление о понятиях «грибы»;
7. закреплять знания детей о дарах леса, произрастающих в нашем лесу, о родном селе и его окрестностях;
8. продолжать знакомить с природой родного села;
9. развивать воображение, логическое мышление;

ДВИГАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

Игровые упражнения

1) «Грибники»: воспитатель говорит: «Сейчас один из вас будет грибником, а остальные грибами. Каждый гриб найдет себе место в лесу, а грибник внимательно посмотрит и запомнит. После этого грибник и грибы танцуют, когда музыка закончится, грибник отвернется, а грибы займут свое место. Затем грибник проверит, правильно ли сели грибы.
2) Игра-соревнование: «Кто быстрее соберёт грибы (ягоды)».
3) Игра: «Охотники и грибы».
4) Игровое упражнение " Грибник"

Подвижные игры
1. «Гриб, дерево, ягодка» - дети бегают в рассыпную, когда ведущий говорит «Гриб» - дети приседают, «Дерево» - поднимают руки вверх, «Ягодка» - делают руки в замок.
2. «У медведя во бору грибы, ягоды беру»&nbs, К.Ушинский p;
3. «Догони свою пару».
Цели: - выполнять движения по сигналу воспитателя;
- четко ориентироваться при нахождении своей пары.
«Не попадись».
Цели: — упражнять в беге в разных направлениях;
— развивать медленный и быстрый бег, ориентировку в пространстве.

Пальчиковая гимнастика
ТРУДОВАЯ:
1. Сгребание сstrongнега лопаткой, уборка лопаткой- учить правильно пользоваться лопаткой.
2. Сбор игрушек, очистка их от снега - учить бережно относиться к игрушкам, собирать их дружно после игр.
3. Подгребание снега в тех местах, где корни деревьев открыты (чтобы им было тепло) - учить работать сообща, добиваться выполнения цели общими усилиями.
4. Сгребание снега в определенное место.
Цель: приучать соблюдать чистоту и порядок на участке детского сада.
5. Сгребание снега лопатой, расчистка дорожки.
Много снега, негде бегать.
На дорожке тоже снег.
Вот, ребята, вам лопаты,
Поработаем для всех.
Цель: учить действовать лопатками, сгребая снег в определенное место.

МУЗЫКАЛЬНО _ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ:
Слушание
Музыкальная игра «Грибок»
Для этой игры понадобится гриб. Участники игры танцуют под музыку и одновременно передают друг другу грибок. Ведущий время от времени выключает музыку. Тот, у кого в этот момент оказался в руках гриб, выбывает. Выигрывает последний танцующий игрок, в награду он получает грибок.

Подвижная игра малой подвижности «А мы по лесу шли»
А мы по лесу шли,
Под кустом грибки нашли
Боровики, моховики, подберезовики

ПРОДУКТИВНАЯ:
Рисование
· «Грибная поляна» (рисование)
· «Как белочка грибы к зиме сушила»
· Грибочки

Лепка
«Грибное лукошко»
«Мы в лесок пойдем, мы грибок найдем»
«Угощение для ежа»
«Грибы на пенечке»

Конструирование
Оригами «Грибочки»
Стихи
Пословицы о грибах
Приметы
Загадки

2. «Магазин»
3. «Кафе»
4. "Семья"
5. «Повар»

  • Осенний праздник "Осенины"
Аппликация
«Боровички»
«Грибная поляна»
Творческие работы
«Корзина с грибами»
Изготовление макета «Осенний лес»
КОМММУНИКАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
Беседа
· «Грибы и ягоды - дары леса»,
· «Польза и особенности грибов».
· «Где растут грибы и ягоды?»
· «Какие грибы и ягоды я знаю»
· «Зачем грибы и ягоды в лесу?».
· «Что мы знаем о ядовитых грибах и ягодах?»
· «Что такое безопасность в лесу?»
· «Коварные двойники»

Ситуативный разговор
1) « Если ты оказался один в лесу»,
2) «Вот они - грибы».
Проблемная беседа по вопросам
· «Как не заблудиться в лесу?»
· «Какие грибы растут в лесу»

ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: - учить внимательно слушать и отвечать на вопросы по содержанию.
Рассказы
· А.Толстой «Девочка и грибы», обсуждение
· В. Даль «Война грибов с ягодами»
· Рассказы В. Зотова из книги «Лесная мозаика» («Брусника», «Земляника», «Малина», «Мухомор», «Подберезовик»),
· Сутеев «Под грибом»
· Алиева Н. «Гриб-волшебник»
· Толстой А. «Грибы»
· Павлова Н. «Земляничка».
· В.Катаев «Грибы»
· С.Аксаков «Грибы»
ПОЗНАВАТЕЛЬНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ:
ОПЫТНИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
1. рассматривание и сравнение грибов (по форме, размеру, длине)
Наблюдения

Решение проблемных ситуаций
1. « Почему нельзя употреблять в пищу сырые грибы
2. «Почему нельзя собирать ядовитые грибы?»
ИГРОВАЯ:
Сюжетно-ролевые игры
1. "Путешествие на грибную поляну»
Дидактические игры
· Игры на внимание (Дети хлопают, если услышат названия ягод, грибов)
· «Чудесный мешочек»
· «Угадай по описанию»
· Упражнения на развитие мелкой моторики рук: «Выложи на песке»
· Разрезные картинки.
· Игра в мяч. «Назови грибы, ягоды, овощи, фрукты.»· Игра «Раз, два, три, сыроежки (мухоморы, белые, лисички) собери»
· «Что лишнее» (ягоды, грибы).
· «Кто быстрее соберет грибы (ягоды) в корзину»
· Шнуровка «Ежики»
· Дидактические игры

Работа с родителями :
· Папка-передвижка: «Что ребёнок должен знать о грибах и ягодах».
· Фотоотчет "Мы готовили салат"
· Создание папки-передвижки «Съедобные и несъедобные грибы»
· Проект: Обыгрывание сказки «Под грибком» для малышей (изготовление костюмов)
· Конкурс совместных работ детей и родителей « Дары осени» - поделки с детьми из грибов и природного материала.

Развивающее занятие для детей от 1 до 1,8 лет

Грибы.

Цели:

Развитие эмоционального общения ребёнка со взрослым, налаживание контакта.

Развитие подражания действиям взрослого; развитие понимания речи.

Развитие речевого слуха- умения слушать слова, произносить слова-звукоподражания.

Уточнение и расширение пассивного словаря

Обучение плавному свободному выдоху; активизация губных мышц.

Укрепление мышц артикуляционного аппарата.

Развитие общей и мелкой моторики.

Оборудование:

Демонстрационный материал:

Игрушечный заяц, немного смоченный водой

Большой красивый зонт;

Муляжи грибов в корзине (их можно вырезать из картона)

Аудиозапись весёлой музыки.

Раздаточный материал:

Альбомные листы;

Карандаши синего цвета.

Ход занятия:

1. Организационный момент

Прозвенел звонок, дружно встанем в хоровод.

Звучит музыка Е. Железновой «Ну- ка все встали в круг», дети с мамами водят хоровод.

2. Сюрпризный момент

Логопед. Посмотрите, кто к нам пришёл.

Входит мокрый зайчик.

Почему ты мокрый?

Зайчик грустно вздыхает. Логопед рассказывает детям стихотворение А. Барто «Зайка»

Зайку бросила хозяйка,

Под дождем остался зайка.

Со скамейки слезть не мог,

Весь до ниточки промок.

3. Хоровод «Зайка шел»

Логопед предлогает детям развеселить грустного зайчишку. Дети берутся за руки, образуя круг, идут по кругу.

Зайка шел, шел, шел,

Зайка шел, шел, шел,

Зайка шел, шел, шел,

На слово «сел» - дети останавливаются и присаживаются на корточки.

4. Физкультминутка «Солнышко»

Логопед. Ребята, что – то мы не развеселили зайчика. Он все равно грустный. Давайте позовем солнышко. Тогда зайка высохнет и не будет грустить.

Солнышко, ведрышко! Дети призывно машут руками.

Выгляни в окошечко! Одна рука – над головой, другая под

Солнышко, нарядись! Подбородком – изображают окно.

Красное, покажись! Хлопают в ладоши.

Дети повторяют за вами движения по ходу стихотворения.

Вот и высох наш зайчик. (Логопед показыват детям зайчика)

5. Подвижная игра «Дождик и солнышко»

Логопед. Ребята, давайте покажем зайчику, как нужно прятаться от дождика. (Усаживаем зайчика на видное место). Если я скажу: «дождик» - бегите ко мне под зонт. (Показываем детям зонт.) Если скажу «солнышко» - отправляйтесь гулять.

Когда дети сидят под зонтом, можно вместе с ними проговорить потешку, после которой сразу появится солнышко.

Дождик, дождик,

Полно лить,

Малых детушек мочить!

6. Физкультминутка «Большие и маленькие ноги»

Логопед. Ребята, вы знаете, куда мы сейчас пойдём? В лес.

Логопед рассказывает детям потешку и покажите движения.

Большие ноги Дети ходят по комнате, сильно топают

Шли по дороге: ногами

Топ – топ – топ,

Топ – топ – топ.

Маленькие ножки Идут по комнате, часто стуча ногами

Бежали по дорожке:

Топ – топ – топ, топ – топ – топ!

7. Игра «Собери грибы в корзину»

Логопед. Вот мы и пришли в лес. Посмотрите, сколько вокруг грибов. (Догопед расскладывает по комнате их муляжи.) Давайте наберем много – много грибов и сложим их все в корзину.

Дети ходят по комнате, «срывают» грибы и относят в корзину. Когда корзина наполнится, логопед говорит: «Как много грибов мы набрали!»

Игру можно повторить несколько раз. Можно включить детям веселую музыку или проговорить слова стихотворения.

Леша шел – шел – шел,

Белый гриб нашел,

Раз – грибок,

Два – грибок,

Положил их в кузовок.

8. Рисование цветными карандашами «Дождик»

Логопед. Ни одного грибочка не осталось в лесу. Вот если бы пошел дождик, грибов бы опять выросло много – много.

Логопед предлагает детям нарисовать дождик. Показывает, как можно изобразить дождик короткими штрихами.

Дождик, дождик, пуще,

Будет травка гуще.

Дождик, дождик, посильней,

Огород ты наш полей.

Дождик, дождик, поливай,

Будет хлеба каравай.

Дождик, дождик, припусти,

Дай капустке подрасти!

9. Самомассаж « У меня есть»

У меня есть глазки, чтобы видеть (поморгайте глазами).

У меня есть ушки, чтобы слышать (дотроньтесь до ушей).

У меня есть ножки, чтобы бежать (побегайте на месте).

У меня есть ручки, чтобы ими махать (помашите руками).

А носик у меня только один (дотроньтесь до носика).

У меня есть язычок, чтобы до свидания сказать (покажите язычок).

9. Подведение итогов. Прощание.

Звучит музыка Е. Железновой « Ну-ка все встали в круг».



error: Контент защищен !!